«Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Ноах 8:22). Согласно комментарию Бен-Иш Хая, в сердце человека идет непрерывная борьба доброго и злого начала. Доброе начало шепчет: «Тот, кто сеет в этом мире, пожинает в загробном. Иди, исполняй заповеди!» От него не отстает и злой собрат: «Зачем ждать жатвы? Иди, рви плоды материальных благ и страстей прямо сейчас!»
При виде запрещенной вещи доброе начало предостерегает: «Вспомни своего Творца! Не теряй свой будущий мир за одно мгновение!» Ему перечит злое начало: «Перестать заниматься вычислениями, пользуйся тем, что перед тобой находится!».
Утром доброе желание призывает человека пойти на молитву. А злое отговаривает: «Еще ночь, поспи немножко». Поэтому и сказано, что «… сеяние и жатва (…) день и ночь не прекратятся». Доброе и злое начала продолжат спорить между собой. Одно будет звать еврея сеять добрые дела, а второе предложит удовлетвориться жатвой низменных страстей. Одно скажет: «Уже день». А второе зашепчет: «Не слушай его, еще ночь».
Спросили как-то Хафец-Хаима, почему плату за исполнение заповедей получают не в этом мире, в загробном (трактат Кидушин 39а). По своему обыкновению, он рассказал притчу.
Богатый ювелир скончался в самом расцвете сил и оставил после себя единственного сына, еще ребенка. Назначили ему опекуна, чтобы тот заботился о еде, питье и одежде для малыша.
Как-то раз сироте захотелось конфет. Пошел он на кухню, перерыл все ящики — нет ничего. Тогда мальчик вышел из дома и побрел в ближайшую лавку. «Почем конфета на палочке?» — «Десять пенни», — ответил продавец.
«У меня нет денег, — сказал сирота, но зато есть вот что». С этими словами он протянул продавцу маленький бриллиант. «Нет денег — иди домой», — приказал неуступчивый продавец.
Мальчик возмутился: «Неужели твоя конфета стоит дороже моего бриллианта?!» — «Нет, конечно же, — пояснил продавец, — и именно поэтому я хочу, чтобы ты оставил бриллиант себе, не променяв его на какую-то сладость».
Плата за исполнение заповеди — это бриллиант, цену которому можно узнать только в раю. Было бы глупо дать нам возможность разменять его в этом мире на что бы то ни было!
(из книги «Шаарей тшува»)
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»