Парижская история
Следующая история приводится в книге рабби Йосефа Масаса, да будет благословенна память о праведнике. Она произошла в эпоху рабейну Йехиэля из Парижа, одного из авторов Тосафот.
Неподалеку от дома раввина проживали двое ювелиров — Яаков-Абудрахам и Нафтали-Азарья. В канун Рош а-Шана они постились, после чего обратились к Творцу с просьбой: Сообщи нам во сне о вердикте, который вынесен на небесах: сколько денег мы заработаем в следующем году? Ведь сказано в Талмуде, что пропитание человека устанавливается с Рош а-Шана до Рош а-Шана (трактат «Бейца», 16а).
Их молитва была принята. В ту же ночь Яаков увидел сон, в котором ему сообщили размер будущего заработка — 200 золотых. Его приятелю Нафтали было обещано 150 золотых. Утром друзья пошли к рабейну Йехиэлю и рассказали об увиденном. Он посоветовал им вести подробные расчеты на бумаге, подсчитывая все доходы и расходы. Если по окончании года полученная сумма будет равна той, которую каждый из них увидел во сне, их сны — вещие.
Как-то раз друзья заспорили насчет определенного товара, который они совместно приобрели и продали. Яаков сказал: «Мне положена половина прибыли». Нафтали с ним не согласился: «При покупке две трети денег были моими, поэтому и две трети выручки должны принадлежать мне».
Не достигнув компромисса, компаньоны направились на суд к рабейну Йехиэлю. «У кого находился товар? И у кого хранится прибыль?», — спросил раввин. «У меня», — ответил Яаков.
Рабейну Йехиэль продолжил: «А свидетели или долговое обязательство у вас имеется?» Яаков и Нафтали покачали головой в знак отрицания. «В таком случае Нафтали должен представить доказательство своей правоты. Если же доказательств нет, Яаков должен поклясться, что все его слова — чистая правда, и тогда половина выручки будет его».
«Я говорю правду, — продолжил настаивать Яаков. — Но клясться не хочу». Пришлось ему довольствоваться не половиной, а всего лишь одной третью прибыли. Разница составила десять золотых.
Компаньоны продолжили вести учетность, записывая доходы. В канун следующего Рош а-Шана выяснилось, что Яаков заработал 189 золотых, на 11 золотых меньше, чем было предсказано во сне. Нафтали же заработал 161 золотой, на 11 золотых больше. Пришли они к рабейну Йехиэлю и рассказали о заработанных суммах.
Тогда раввин обратился к Нафтали: «Твой приятель был прав, ему полагалась половина прибыли за проданный товар». Нафтали удивился: «Но ведь разница между заработанным составила 11 золотых, а не десять!» «Один золотой я уплатил писцу, который составил исковое заявление», — пояснил Яаков.
Рабейну Йехиэль попросил Нафтали передать Яакову 11 золотых, и тогда счет сравняется. Но Нафтали отказался: «Разве ж это по закону? В Талмуде сказано, что сны не должны влиять на решения» (трактат Гитин, 52б).
Яаков пожал плечами и ушел. В магазине его уже ждали покупатели. К полудню Яаков заработал 11 золотых.
Нафтали тоже вернулся в свой магазин. Целый день он сидел у открытой двери, но покупателей не было. Вечером ювелир закрыл магазин на замок и пошел домой. По пути он прошел через городской рынок. Задумавшись, Нафтали споткнулся о стол продавца стеклянной посуды и опрокинул ее. Роскошная утварь превратилась в кучу осколков. Хозяин, негодуя, бросился на Нафтали с кулаками, избил, а затем потащил его к судье. Тот постановил: за нанесенный продавцу посуды ущерб ювелир должен выплатить 11 золотых.
Тем временем наступил вечер. Начался праздник Рош а-Шана. Жена и дети Нафтали ждали отца. В синагоге его не было, магазин был закрыт. Внезапно на пороге показался несчастный Нафтали, избитый и опечаленный. Он рассказал о том, что с ним случилось. Присутствующие были поражены тем, как работает Провидение. Нафтали прочел вечернюю молитву и пошел к рабейну Йехиэлю просить прощения. Затем он попросил прощения у Яакова, а раввин расказал о произошедшем утром, перед трублением в шофар. Наши заработки зависят от вердикта, который выносится на небе. А сам вердикт зависит напрямую от нас, как сказано: «Молитва, раскаяние и цдака отменяют плохой приговор». (Мааян а моэд)
Почему в благословениях молитвы на Рош а-Шана не упоминается «Царь Вселенной»?
Рассказывает раввин Галинский: «Как-то раз раввин Авраам Стюарт, автор книги “Мишнат-Авраам”, задал мне вопрос. В Талмуде (трактат “Брахот”, 12а) сказано, что благословение, в котором не упоминается выражение “Царь Вселенной”, недействительно. Причем молящийся обязан произнести это благословение повторно, даже если он пропустил слово “…Вселенной”. Почему же в благословении “малхуйот”, которое приводится в молитве Рош а-Шана, Царь Вселенной не упоминается?»
Раввин Галинский ответил следующим образом — когда речь идет об обычном благословении, фактор царствования является похвалой Всевышнему. Причем, царствования не простого, а над всем миром. Поэтому мы произносим: «Благословен Ты, Царь Вселенной».
В знаменитую ешиву в Радине приехал новый ученик. Он продемонстрировал главе ешивы раввину Цви-Гиршу Левинсону отличные рекомендации. Тот кивнул головой: «Ты принят. Но сейчас возвращайся туда, где ты учился раньше и приезжай к нам через полгода». Ешиботник изумился: «Почему?»
«Потому что в ешиве нет мест. Все кровати заняты. А за полгода, с Б-жьей помощью, кто-нибудь женится или отправится в другую ешиву. Его место освободится, и ты сможешь у нас учиться».
Молодой человек был непреклонен: «Я могу спать в бейт-мидраше». Раввин Левинсон покачал головой: «Правила ешивы этого не позволяют». Но ешиботник не отступал: «Я готов спать на полу».
Его упорство понравилось раввину и тот согласился: «Хорошо, иди учись, а я что-нибудь придумаю». Вечером он вызвал новичка и сообщил: «Я нашел для тебя свободную кровать… в доме самого Хафец-Хаима».
В те годы великий раввин был вдовцом. Ученик с опаской постучался в дверь избы, в которой жил Хафец-Хаим. Хозяин обрадовался: «Я смогу выполнить заповедь о гостеприимстве! Имей в виду, я — человек пожилой, сплю мало, ты не увидишь меня ни утром, ни вечером».
Парень приготовился ко сну. В комнату вошел Хафец-Хаим: «Ты привык читать перед сном?» Ешиботник ответил утвердительно. Раввин принес ему книгу и пожелал спокойной ночи.
Молодой человек раскрыл книгу и изумился — это было кабалистическое произведение «Ангел Разиэль», которое не под силу понять обычному человеку. В нём рассказывается о Вселенной и небесном воинстве ангелов. Утром он спросил хозяина: «Уважаемый раввин, почему вы принесли мне не произведение, посвященное Галахе или этике, а именно эту книгу?» Хафец Хаим ответил: «Каждый еврей должен знать, насколько велик Творец».
Поэтому в благословениях мы постоянно упоминаем Царя Вселенной. Однако благословение царств, «малхуйот» в молитве Рош а-Шана принципиально отличается от всех остальных. В Талмуде сказано: «Прочтите передо Мной благословение царств, чтобы поставить Меня над вами» (трактат Рош а-Шана, 16а). В этот день мы должны назначить Всевышнего царем не над всем миром, а над нами. Поэтому выражение «Царь Вселенной» опускается.
По схожему поводу Хафец-Хаим писал (книга «Шем олам», 1—12): «Талмуд повелевает во время чтения молитвы “Шма, Исраэль” думать о том, что Б-г является Царем всего мира, семи небесных куполов и четырех сторон Земли. Но самое главное люди забывают: назначить Б-га своим собственным Царем».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Бенцион Зильбер
Ведь он был их современником?
Гади Поллак
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Яков Шуб
Рав Яаков Шуб отвечает на вопросы: коронавирус распространяется; неужели действительно ничего нельзя сделать? Может быть, у вас есть более продуктивные идеи, чем просто сидеть сложа руки и ждать? Чему может научить пример Мордехая?
Рав Овадья Климовский
Она же была праведница и пророчица!
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.