Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«Помни субботу, чтобы ее святить» (5:12). Гаон раби Ашер Хадад рассказал притчу. Это было в Тунисе. Один еврей занял у араба большую сумму. Еврей был богатый и мог погасить долг, но каждый раз, когда надо было заплатить, оправдывался: «Галут…»

Араб не знал, что это такое, думал, тот в тяжелом положении, в нищете, и ждал, когда закончится галут, и тот заплатит.

Однажды пошел он к этому еврею и увидел, что его лавка закрыта. Подумал, наверное, обанкротился, и не видать ему возвращения ссуды. И пошел к нему домой, пожалеть его. Не знал, что лавка закрыта из-за Пурима, а сейчас евреи сидят на праздничном пиру.

Постучал в дверь и оказался на праздничном веселье. Пригласили его сесть, принять участие в трапезе. Увидел на столе дорогую посуду и всякие яства и спросил:

— А что с долгом?

Поднял еврей глаза к небу и сказал: «Что я тебе говорил… галут».

Тут кончилось терпение араба, и закричал: «Если это галут, я готов скорбеть вместе с тобой, возврати мне сейчас же долг»!

И чего достиг тот еврей, кроме того, что проявил неблагодарность и осквернил Имя святое? Галут — не бедность. Главное в изгнании — духовный аспект: изгнание Шхины, разрушение Храма. «Изгнаны царь и вельможи, не стало Торы, и пророки не получают видений» (Эйха 2:9).

Подобную ошибку допускают и в отношении субботы. Как смотрят на субботу? Нельзя работать в день отдыха и покоя — это верно. Но есть нечто намного большее: «Помни день субботний — чтобы его святить»! (Дварим 5:12). «Свята она для вас, царица суббота». Главное для нас — освятить день отдыха. Иначе потеряем главное (מאשר לאבינו).

В Персию прибыл посланник мицвы из Тверии хахам Исраэль Турджеман зацаль и увидел, что в городе разделились мнения о субботе. Поднялся он на возвышение и обратился с речью. Рассказал, что обратился к нему с вопросом еврей, который перестал соблюдать. Ведь известно, что не придет Маших бен Давид, пока все поколение не будет или грешным, или праведным (Санедрин 98). И в нашем поколении столько людей отошли от соблюдения, и получается, что из-за раввинов задерживается спасение… Если все перестанут соблюдать, тогда все, не дай Б-г, будут виновны — и сразу придет Машиах.

И я ответил ему притчей.

Об одном славном полководце, который всю душу отдавал войнам, и потерял один глаз. Победил в войне, сверг короля, стал королем вместо него и стал себя прославлять. Правил сильной рукой и издал жестокий указ: вырвать всем жителям один глаз. Скоро у всех его подданных остался один глаз. И новорожденных после рождения лишали одного глаза. Постепенно это стало обычным в стране: один глаз видит, другой нет.

Как-то приехал в эту страну иноземец и пробудил их чувствительность. Впервые жители страны встретились с человеком, который видел обоими глазами. Окружили и стали глазеть на его уродство: что пользы в этом, как в шестом пальце или в третьей ноге?

А он говорит: «Вы безглазые не понимаете, что это уродство, два глаза очень помогают людям»!

И у каждого еврея есть два свидетеля: знак обрезания на теле и тфилин в будний день, а в седьмой день — обрезание и шабат. А кто довольствуется только знаком обрезания — инвалиды несчастные (אבותינו ספרו לנו, יזרעאלי).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Законы пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.