Темы: Недельная глава, Пинхас, Оцарот
«Пинхас, сын Элазара, сына Ааарона коэна» (25:10)
Раши комментирует: Поскольку колена издевались над ним, называя «сын Пути» (внуком Итро) за то, что его дед растил бычков для жертв идолопоклоннических, а он убил главу колена Израиля — поэтому пришла Тора и связала его с Аароном.
Что провозглашали колена?
Почему им было мало открыто сказанного из уст Всесильного, что Пинхас отвратил гнев Б-га своим поступком и ревностью. Разве не видели своими глазами, что только его действия прекратили мор, уже унесший жизни 24 000 человек?
Выходит, мало ревности, даже приводящей к благословенным последствиям. Ревность должна быть при этом совершенно чистой, лишенной и следа личной заинтересованности, корысти. Колена возгласили: знаете, почему вмешался Пинхас и поднял свое копье? В его жилах течет чужая кровь, у него чуждые нам чувства — это от деда, идолопоклонника.
Поэтому пришло Писание и пожалело его. Пришел Святой, благословен Он — «проверяющий почки и сердце» — и свидетельствовал, что все его чувства благородны, и родословная его от Аарона, любящего мир и стремящегося к миру, любящего людей и приближающего их к Торе.
Гаон раби Хаим из Бриска, зацаль, сказал об этом: как узнать, ведет ли деятель войну из-за гордости и испорченности? Приведут его ревность и пыл к благу или к разрушению? И красивым примером он дает нам способ отличия.
У мышей есть два врага, которые преследуют их до уничтожения: кошки и домохозяйка. Но есть между ними отличие. Домохозяйке мыши противны, она вся дрожит, когда их видит, и хотела бы, чтобы их вовсе не было. Жалеет, что она вынуждена с ними бороться. А кошка рада, что есть мыши, чтобы на них охотиться, и рада, когда их найдет, ей весело гнаться за ними, для нее счастье — поймать их.
Истинный канаут, настоящая ревность за Всевышнего — как у Пинхаса, и ее награда — шалом, потому что она стремится к шалому. Ее сердце болит, когда видит разврат вместо скромности в религиозных стенах, когда бразды правления семьей ослабевают и попираются святыни Израиля! Дай Б-г, чтобы вернулась возвышенность Израиля!
И это касается нас. Как болезненны слова мудрейшего из людей: «И не обращай внимания на то, что наговорят тебе…ибо знает сердце твое, что и ты других проклинал» (Коэлет 7:21).
Как сердились мы на того, кто сказал нам что-то не то и обвинял незаслуженно, и вышло злословие и клевета. Но праведен гнев только при одном условии: если мы сами полностью праведны в этом отношении, если неукоснительно следили за своим языком, никогда никого не обижали, не презирали, не унижали, не судили подозрительно и предвзято, бекаф хова…
И, собираясь сделать кому-то выговор «со всей справедливостью», остановитесь и честно подумайте. Вы собираетесь судить его только лешем шамаим, ради Небес, или хотите излить свой гнев, потому что несовершенны и нетерпеливы, потеряли присутствие духа, как бен пути — сын идолослужителя, и тогда у вас нет никакого права так поступать (Мааян ашавуа).
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»