Всевышний потребовал, чтобы Моше и Аарон встретились с фараоном. Однако косвенным результатом их нелицеприятной беседы стало ужесточение условий рабства.
«И говорил Б-г Моше» (Ваэра 6:2). Автор книги «Сифтей-коэн» сообщает нам подробности беседы. Моше пожаловался Творцу на фараона, который приказал не давать еврейскому народу соломы на изготовление кирпичей. Всевышний ответил ему следующим образом: это обстоятельство доказывает, что избавление близко. Равно как сильные боли предвещают скорые роды, так и беды народа Израиля усиливаются перед духовным и физическим спасением.
Автор книги «Торат-Хаим» указывает на то, что Всевышний использовал разные синонимы в своем ответе: «И говорил Б-г Моше, и сказал ему: Я Г-сподь». Слово «Б-г» символизирует меру суда, тогда как «Г-сподь» — это воплощение меры милосердия.
К раввину Галинскому как-то обратился за советом молодой человек. В прошлом он был далек от еврейских традиций и зарабатывал на жизнь, участвуя в лошадиных скачках, которые проводились в субботу. С уходом из этого прибыльного бизнеса у парня начались финансовые проблемы.
Как могло случиться, что приход к религии повлек за собой кризис? «Почему Всевышний дал мне пощечину вместо того, чтобы оберегать и поддерживать?» — так звучал вопрос, который задал раввину бывший спортсмен.
В ответ р. Галинский процитировал Талмуд. Мудрец Рейш-Лакиш сравнивал людей в этом мире с продавцами керосина и персикового масла. У керосина неприятный запах, поэтому когда покупатель приходит в лавку, торговец говорит ему: «Отмерь нужное количество самостоятельно». Тому же, кто пришел за ароматным персиковым маслом, продавец сообщает: «Подожди меня, я сейчас приду, и мы будем отмерять масло вместе, чтобы приятно пахло и от тебя, и от меня».
Всевышний как будто бы говорит людям, порвавшим с прежним образом жизни: подождите! Я хочу сначала проверить, насколько вы искренни в своих помыслах. Убедившись в вашей искренности, Я помогу вам полной мерой!
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ