Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«И постигнут его многие беды и несчастья» (Ваелех, 31:17)

«Почему, почему мы должны быть как тот глупый шейх?» — спрашивал себя раби Шимон Агаси, благословенна память праведника, из Багдада.

А что за история произошла с глупым шейхом? В книге «Авотейну сипру лану» так рассказывается о порядке молитв о прощении (слихот): дело об уважаемом шейхе из отдаленной деревни, который был в своем владении, как шейх — в Багдаде. Его жены были у него за рабынь, его дети прислуживали ему, а слуги работали в полях и пасли скот. Однажды послал правитель деревни извещение, что приближается время уплаты налогов царю. Засмеялся деревенщина смехом великим: «Кто такой царь? Он живет в столице, а здесь я царь, я всемогущий правитель в моем шатре и моем имении! Пусть у царя будет царская казна, а я буду хранить мои деньги для себя».

Сказал ему его сосед: «Не восставай против властей. Велик царь, и есть у него огромная сила, бесчисленны полки в его армии!»

Засмеялся шейх и сказал: «Ерунда. Пустыня — наше царство, никто не может пройти по ней!»

Приблизилось время выплат, и все поспешили оплатить долги. Только шейх отказывался сделать это.

Прошло время выплат, и ничего не случилось. Насмешничал шейх над всеми своими соседями и знакомыми. «Вы видите, кто прав, как вы были глупы, что заплатили налог. Какая связь между вами и царем с его налогами?!»

Смутились они, пожали плечами. Кто знает, может он прав, может они поторопились…

Прошла неделя, две, и появился в деревне полк солдат. Они получили от правителя список налогоплательщиков и имя уклоняющегося. Направились они к его шатру. Приказали привести его и опозорили перед женами и детьми, а потом распорядились накрыть стол для трапезы. Зарезал он овцу и стал обслуживать их, как раб. Они приказали ему накормить и напоить его лошадей, а в шатре его принялись распоряжаться, как в своем доме. Брали, что хотели, топтали, уничтожали, обижали, били, и не ушли прежде, чем он отдал им все деньги. Налог вместе со штрафом…

Покачивали головами жители деревни: что пользы от его хвастовства? Штрафа не избежал, и больше того, унизили его до земли, оскорбили немилосердно, и даже ограбили, и стал он посмешищем.

Мораль: что Ашем требует от нас? Чтобы страшились Его, и если согрешили, вернулись к тшуве в дни раскаяния. Проворно уплатили свои долги и были удостоены на суде доброго года. Но есть такие, кто всячески изворачиваются. «Что нам до царя», — говорят они, — Он на небесах, а мы сами управляем здесь своей судьбой».

И тогда, да смилуется Г-сподь, приходят Его посланцы. «И болезни многочисленные и верные», злые. Приходят, чтобы взыскать долг, возвратить нас к тшуве.

И нет спасения, нет выбора — в конце концов, мы должны вернуться, по-хорошему или по — плохому. Это разъяснено в Торе, в главе упреков. И также мы читаем в Торе: «И разгорится гнев Мой на него в тот день, и оставлю Я их, и скрою Лицо Мое от них, и будет он отдан на растерзанье, и постигнут его многие беды и несчастья, и скажет он в тот день: “не потому ли, что нет Б-га среди нас, постигли меня беды эти?”

Зачем же ждать, почему не заплатить сразу, возвратиться в срок и сократить страдания и боли?

Вернемся к тому шейху. Что было, то было, осталась горькая и жгучая память. Прошел год, и правитель снова послал предупреждение: приближается время уплаты налогов. Кто первый будет платить? Разумеется, тот шейх!

Но что сказать, если он и в этот раз отмахнется от предупреждения? Если и теперь скажет: “Что мне до царя, он царь в столице, а я царь в своем имении”.

Пожмем плечами: “Того, у кого нет знания, запрещено жалеть”.

А разве мы не похожи на того шейха? Медлим сделать тшуву, а год проходит. Смерть на дорогах, больницы переполнены, дорогое пропитание, безработица — нас бьют со всех сторон, а сейчас снова пришел срок уплаты. Давайте же, поторопимся и вернемся к тшуве, и колесо судьбы повернется к лучшему. (Мааян ашавуа)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Законы пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.