Темы: Оцарот
«Сотри память об Амалеке» (Ки теце, 25:19)
Писал праведник, автор книги «Шомер эмуним», благословенна память праведника: «Слыхал я от одного известного праведника, что один из больших учеников Бааль Шем Това, благословенна память праведника, перед тем, как приблизиться к раби, страдал от разных мыслей о вере, и очень сожалел об этом, так как не мог найти выхода. Прослышал он о святом Бааль Шем Тове и очень хотел поехать к нему, но он был бедным меламедом и не было у него возможности поехать. Пока Бааль Шем Тов не почувствовал его замешательство и не приехал в соседний город. Но не мог тот праведник приехать к нему. Тогда Бааль Шем Тов приехал в его город, и праведник очень обрадовался и пошел молиться в миньян Бааль Шем Това.
После молитвы, еще до того, как он успел рассказать о своей беде, сказал Бааль Шем Тов: Что хотел Святой, благословен Он, от злодея Амалека, с которым у Него война из поколения в поколение, и не успокоится Он, пока не сотрет память об Амалеке под Небесами. Чем хуже Амалек, чем фараон, Сихон и Ог, Лаван и Мидьян, Моав, и Билам, и остальные злодеи, которые замышляли истребить святой народ, халила вэ хас.
Злодей Амалек хотел не только уничтожить тело, упаси Б-г, но так же искоренить веру и внедрить яд сомнения. Как известно, у слова “Амалек” такая же гематрия, как у слова “сомнение” — и до сего дня стоит клипа Амалека чтобы запутывать Исраэль в вопросе веры. Поэтому взыскивает с него Святой, благословен Он, больше, чем с других злодеев, и обещал нам вырвать его корень и память из мира!»
Понял тот праведник, что эти слова обращены к нему, и он должен выполнить заповедь стереть Амалека, чтобы уничтожить дурные размышления и сомнения. Но как сделать это, ведь они уже пробрались в его голову.
Продолжил Бааль Шем Тов: «Какое средство есть против злодея Амалека, когда он одолевает человека дурными размышлениями? Так же, как прежде воевал с ним Исраэль. Прежде всего, послал Моше рабейну Иеошуа воевать с Амалеком, а сам поднялся на вершину холма “и были руки его верой”, а толкование: “простерты в молитве, и с их помощью служил Исраэль сердцем Отцу своему на Небесах”. То есть, нужно воевать с дурными размышлениями всеми силами, но вместе с тем молиться Ашему, чтобы сжалился над ним и не отталкивал от света Его Лица, хас вэ шалом».
И от этих речей было тому праведнику спасение, и потом он приблизился к Бааль Шем Тову, и стал одним из глав поколения и главой его учеников.
Рассказывается, что в доме учения праведника раби Ноаха из Лехович, благословенна память праведника, каждый сам готовился к утренней молитве. Один читал «Теилим, другой проводил самоотчет, третий изучал книги на тему богобоязненности. Хасид, раби Ишаяу из Вильно, ходил туда сюда, и было заметно, что лицо его озабочено. Вошел праведник, и все встали, приветствуя его. Только раби Ишаяу не заметил раби, бормоча: “Я не понимаю”.
Что ты не понимаешь?» — спросил праведник.
Сказал хасид: «Мы провозглашаем в тринадцати принципах веры:
“Я верю полной верой, что Творец, благословенно Его Имя, творит и правит всеми творениями, и Он один совершал, и совершает, и будет совершать все деяния”.
“Я верю полной верой, что Творец, благословенно Его Имя, един, и Он один Б-г наш, был, есть и будет”.
И я не понимаю: если я верю полной верой, почему я должен провозглашать это. Если я, не дай Б-г, не вверю полной верой, что пользы в этом провозглашении».
Ответил раби: «Я верю, и каждый еврей верит. Мы все “верующие, дети верующих”. Но у веры есть бесчисленное количество ступеней.
И это провозглашение — на самом деле просьба, чтобы моя вера была полной, более глубокой и более совершенной. Это крик и молитва, а на молитву о духовности отвечают охотно, и вера укореняется все больше и больше». (Торат авот, Мааян а-эмуна)
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ