Однажды спросил гаон, раби Иехезкель Аврамски, благословенна память праведника, своих учеников: «Скажите мне, кто из животных мира самый совершенный?»
Какой вопрос! «Человек», — ответили все в один голос.
«Человек, — сказал раби, — венец творения, сотворен по образу Б-га. Но как животное, он самый низкий: лев сильнее него, обезьяна проворнее него, олень быстрее него»…
«А, с точки зрения тела — лев», — сказали ученики.
«Лев — царь зверей, — согласился с ними раби, — но в воде он теряет всю свою силу».
«В таком случае, не существует совершенного животного, — сказали они. — У льва сила на суше, у акулы — в воде, у орла в небе, каждый совершенен в своей области».
«Почему нет? — спросил раби. — Есть: утка… И бегает, и плавает, и летает»…
Все улыбнулись. Ну, в самом деле… Утка, совершенное животное!
«Почему вы улыбаетесь?» — спросил раби.
Растерялись ученики. Почему, в самом деле.
«Объясню вам, почему вы улыбаетесь, — сказал раби. — Потому что хотя утка и бегает, но не как олень. Плавает, но не как рыба. Летает, но не как орел. Поэтому она только утка.
Лучше сосредоточиться на совершенстве в чем-то одном, а не дергаться во многих областях.»
Это качество человека и тайна приобретения Торы. Если он не выберет «немного товара, немного сна, немного наслаждения, немного смеха, немного вежливости», не удостоится короны Торы. Она не у купцов, и не у торговцев (Трактат Эрувин, 55), но у тех, кто уменьшает торговлю и умножает изучение. Но почему не может человек держаться за одно, и не убирать руки от другого. Ибо не может человек сосредоточиться на двух вещах со всей сосредоточенностью. Об этом сказано (Трактат Брахот, 63): слова Торы осуществляются только для того, кто умерщвляет себя за них, как написано: «Это учение — человек, когда умрет в шатре». И сказано (Трактат Тамид, 32): «Что делать человеку, чтобы жить — пусть умертвит себя».
Свиток «Рут» является книгой родословия царя Давида, родившегося и умершего в праздник Шавуот, и потому этот свиток читают в праздник Шавуот (Биньян Ариэль).
Когда пришел в субботу его последний час, увидел ангел смерти, что он занимается Торой, и не мог приблизиться к нему. Что сделал? Позади дворца были плодовые деревья, и он начал шуметь их ветвями. Сказал царь Давид: пойду, посмотрю, что за шум там. Начал спускаться по ступеням, шепча слова Торы, и сломалась под ним ступенька. Прекратил он на мгновение учебу, и вышла его душа.
И нашли мы в книге «Ялкут Элиэзер», что в каждом еврее есть искра царя Давида, и должен знать каждый еврей, что Тора — это книга жизни, и умножающий Тору, умножает жизнь (Трактат Авот, 2:7). И если прекратит учебу — сломает свою ступень и утеряет свое положение в жизни (Мааян а-моед)
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.