«Вот вам семена» (Ваигаш, 47:23)
Мы живем западной культурой, культурой напоказ. Квартиры в восточных странах расположены во внутреннем дворе, Снаружи, с улицы, ничего не видно, все огорожено стеной. А здесь — салон обращен к улице. Пользуются спросом квартиры, расположенные с фасада. И входная дверь распахивается прямо в салон. Каждый, кто открывает дверь, видит люстру и ковер. Картины и буфет. А ездят на автомобилях, марка которых вырезана модным цветом. Чтобы лопнули завистники.
Но завистники не лопаются. Те, кто выставляет себя напоказ, страдают первыми. От сглаза.
«Вот вам семена», — сказал Йосеф голодающим. «Вот» — известное средство против сглаза, сказал рав «Бен Иш Хай», благословенна память праведника. Все голодают, а вы сеете — обязаны вооружиться средством защиты.
«Почему переглядываетесь», — сказал праотец Яаков своим сыновьям (Берешит, 42:1). И объяснял Раши, что в то время еще был у них хлеб. Но «зачем все будут смотреть на вас и удивляться». Это нехорошо, с некоторой точки зрения.
«И увидел Исраэль, расселившийся по коленам своим», что не расположены входы один против другого, чтобы не заглядывали в шатер соседа.
В книге «Орот элим» мы нашли ужасную историю.
У одного вельможи был единственный сын лет десяти. Однажды причесала его мать, одела его в красивые одежды, и он пошел играть с товарищами.
Вельможа сидел в своем кабинете и услышал детский смех. Посмотрел в окно и увидел стройного и красивого подростка, очень понравившегося ему.
Подумал: ах если бы мой сын был таким же — и не знал, что это его сын…
После этого пошел он домой поесть. Спросил жену: где наш сын?
Ответила ему: играет с детьми.
Сказал он ей: позови его, поедим вместе.
Вышла она позвать его и увидела испуганную толпу. Пробралась она сквозь толпу и увидела своего сына, лежащего на земле. Умершего, чтобы нам не знать такого.
Злой глаз отца убил его.
Как глупы те, кто выставляет свое богатство напоказ, даже больше, чем имеет — для чего это им?! Разве они не обратили внимание на ужасные болезни, распространяющиеся все больше, да смилуется Г-сподь. На катастрофы, на банкротства, упаси Б-г. Почему подставляют себя в качестве цели для дурного глаза?! (Мааян ашавуа)
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ