Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Когда есть большое желание, учеба проходит по-другому. Ваигаш 2

Темы: Ваигаш, Оцарот

Когда есть большое желание, учеба проходит по-другому

«Не сможет юноша оставить своего отца» (Ваигаш, 25:5)

«Отряхнись, встань из праха», — обращается пасук к народу Исраэля. И говорит Мидраш: «Как курица отряхивается от земли». Когда она валяется в грязи, то очень пачкается. Но вот она встает, отряхивается один раз — и опять становится белой…

Нет лучшего примера этому, чем народ в нашем поколении: мы были оторваны от традиций наших отцов и были вынуждены вываляться в земле, в грязи и скверне нееврейской культуры, чужой и чуждой. И мы можем подумать, что это необратимое состояние, окончательное отделение. Но вот, движение тшувы набирает ускорение, синагоги заполнены, слава Б-гу. Воспитание по Торе набирает силу. На наших глазах разворачивается процесс возвращения к своим корням, к вечным источникам. «Как та курица отряхивается от земли». Потому что земля — это нечто внешнее, не кость от ее кости, не часть ее сущности, и при легком отряхивании она слетает.

И так сказал рав, автор книги «Бней Шломо», благословенна память праведника, из Мороко: «Не может юноша оставить отца своего». Юноша — это Исраэль: «Юноша Исраэль, и полюбил Я его» (Ошеа, 11:1). Не может еврей оставить своего небесного Отца. Вот, придет Машиах, и послышится звук его шофара — тогда все побегут ему навстречу с радостью. Но почему побегут: ибо главное вознаграждение — за то, что торопились исполнить заповедь, и воодушевление при ее исполнении, тогда заповедь влечет за собой заповедь. И главное, что любимо в нас Ашему — это бег, когда мы бежим исполнить Его заповеди (Раши).

Приведем известный рассказ, урок которого очень глубок. Долгое время святой Ари, благословенна память праведника, учил открытую и тайную Тору, в чистоте и святости на берегу Нила в Египте.

Примерно за два года до смерти, когда ему было тридцать шесть лет, открылся ему пророк Элияу, да будет он упомянут для добра, и сказал: «Уже пришло время твоей скорой смерти. А теперь поднимись в Цфат, там ты найдешь раби Хаима Виталя, помажь его вместо себя. Возложи на него руки и передай ему всю свою мудрость, ибо он займет твое место. Ведь ты пришел в этот мир только для него, так как через него откроются твои знания в этом мире».

Тотчас собрался святой Ари и поднялся вместе со своей семьей в Цфат. Знал он, что дни его сочтены, и он должен передать всю свою мудрость, — широкую, как море — за малое время. Но, несмотря на это, сидел и ждал он шесть месяцев раби Хаима Виталя. А раби Хаим Виталь не шел к Ари, потому что считал себя большим кабалистом, чем святой Ари, ведь он уже написал толкования к святой книге «Зоар».

Тем временем имя Ари стало известным.

Сказал раби Хаим Виталь: «Пойду, посещу его, проверю, верен ли слух».

Пришел он к Ари, и попросил растолковать глубокую главу из книги «Зоар», над которой много трудился, чтобы понять ее.

Тотчас начал говорить Ари и открыл ему тайны без числа. Глубокие без меры, и неведомые, о которых ухо никогда не слышало.

Выслушал раби Хаим, и растерялся. Спросил еще об одной части «Зоара», и Ари открыл ему в ней входы к свету. Растолковал нужные места, установил прочные основы и выстроил великолепное здание. Душа раби Хаима Виталя чуть не вышла от его слов, и он увидел себя, как лисицу рядом со львом, совершенно устранившись перед ним.

Закончил Ари объяснение. Попросил раби Хаим растолковать ему еще место в «Зоаре». Ответил Ари: «Ты не подходишь для того, чтобы я открыл тебе больше».

Побледнел раби Хаим. Вышел он от Ари и пошел домой.

Дома он надел на себя рубище и посыпал голову пеплом, закричал криком великим и горьким, и плакал перед Святым, благословен Он, всю ночь. Просил, чтобы нашел он милость в глазах Ари, и стал бы он достойным для передачи ему тайн Торы.

Утром пришел он к Ари с глазами, красными от слез. Упал ему в ноги, плакал и умолял со слезами: «Ради Ашема, Б-га Исраэля, пожалуйста, не отсылай меня и не отдаляй меня».

Сказал ему Ари: «Встань. Молитва твоя принята наверху, и теперь я не скрою от тебя ничего. Научу тебя всему, чего ты захочешь».

И надо понять: так много должен был передать святой Ари раву Хаиму Виталю — а времени было так мало, ведь пророк Элияу сообщил ему, что приближается время его смерти.

Почему же ожидал он полгода, что рав Хаим придет к нему, а когда пришел и хотел учиться еще и еще, оттолкнул его?!

Написано объяснение этому: «Ибо не хотел Ари гнаться за ним, но хотел исполнить: “Не будите, не пробуждайте любовь, пока не возжелает она (любовь)”, тогда она (любовь) будет любима им, чего не произойдет в противном случае!»

И в этом случая, когда возжелает, тогда будет учиться с таким большим желанием, что успеет, и поймет, и запомнит во много, много раз больше! (Мааян а-эмуна)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Если ребенок «испортился» в еврейской школе, перевести его в обычную?

21 апреля, отвечает Ита Минкина

В последнее время мне хочется уйти туда, где тихо и никого нет…

19 апреля, отвечает Ципора Харитан

Как мне простить мать?

17 апреля, отвечает Лея Хмельницкая

О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Законы пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.