«А теперь пусть усмотрит фараон человека разумного и мудрого» (Микец, 41:33)
Фараон растерян. Сон он видел, и не знает его толкования. Мудрецы, колдуны — все разочаровали его. В тюрьме сидит заключенный еврейский юноша, может он знает. Так Йосеф предстал перед фараоном, выслушал его — и растолковал.
Сон фараона один — семь лет голода проглотят семь лет сытости. И он может дать совет: пусть выберет фараон человека разумного и мудрого, который соберет урожай.
Минуточку, как назначил его фараон советником царя? Разве он спросил его, что делать? Позвал его растолковать сон, и он растолковал. Кто просил его высказывать свое мнение?
И писал маран Хидо, благословенна память праведника, что это мнение было частью толкования сна. Ведь если хотели сообщить фараону, что придут семь лет большого урожая, а за ними — семь лет голода, которые истощат страну, почему же он видел, что тощие коровы вышли из Нила «и встали возле тех коров (тучных) на берегу Нила»? Не иначе, как хотели этим намекнуть фараону, что когда в стране будет большой урожай, надо принять во внимание, что после этого им грозит ужасный голод и подготовиться к нему, видеть все, как будто это стоит перед глазами. Потому и сказал он, что надо собрать и накопить урожай. Это было сказано не в качестве совета, а как часть толкования сна! Так спасся Египет от голода.
Тора вечна, и указания ее вечны, а урок сна — подготовится к будущему, всегда готовить припасы в дорогу, обеспечение на «черный» день. И всегда с должным старанием.
Эту главу почти всегда читают в дни Хануки. Что позволило случиться чуду с кувшинчиком масла?
Тем кувшинчиком, который припрятали раньше на нужный момент. Фонд изобилия, отложенный на хранение.
Когда мы вдумаемся, увидим, что вся наша жизнь такова, и Тора беспокоиться, чтобы мы собрали духовные сбережения. Праздники влияют не только на сами дни праздников, но и все дни до следующего праздника. Так суббота распространяет свое влияние до следующей субботы, молитва — до следующей молитвы. Так, годы учения в подростковые годы влияют на годы учения в ешиве, они — «сберегательный фонд» для всей нашей жизни.
Зная это, воспользуемся субботой, ее молитвами и пиютами, песнопениями и чтением недельной главы Торы, чтобы они дали нам силы пройти в свете и радости будничные дни. Наполним ею духовные накопления до следующей субботы. (Мааян ашавуа)
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ