Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Стыдить кого-то публично — настолько серьёзное преступление, что совершивший его лишается доли в грядущем мире»Рав Зелиг Плискин, из книги “Береги свою речь”
Сука и облака Славы

История о человеке, переехавшем на другую квартиру, в добрый час. Выяснилось, как и следовало ожидать, что труба в ней прогнила. Нужно поднять облицовку пола, разбить кафельные плитки. Короче, ремонтировать. Не страшно. Он учитывал это. Но он не принял во внимание, что времена изменились. Сегодня не то, что было когда-то. Если облицовку разбили, ее, халила, не возвращают на место. Нет, сегодня делают плитки из керамики. И стены в ванной комнате, страшно сказать, покрыты белыми плитками. Есть импортная керамика с линией, праздник для глаз. Семьдесят шекелей каждая линия, двадцать пять сантиметров длиной. Подбирают для нее также плитку для пола, а уже к этому подбирают ванну такого же цвета. И, разумеется, джакузи. И разумеется, подходящую раковину с подходящим шкафчиком под ней и огромным зеркалом над ней. А в нем устанавливают лампу для большего великолепия. Потом приходит очередь кранов, то есть, разумеется, речь идет о кранах типа «цветок». Да, его стоимость намного больше. Но есть выбор: от четырехсот и до тысячи и более шекелей. Есть музыкальный прибор сделанный в Италии, а есть — в Германии. Есть отделанный латунью, есть золотом, а есть еще дымчатый, это что-то особое. И все это, не считая других деталей, вешалок и полочек…

И вдруг, на бегу из магазина в магазин, он в испуге останавливается — у него, как молния сверкнула мысль: из всех расходов на квартиру, на салон, в котором стоят святые книги и сидят за субботней трапезой, принимая гостей, на кухню, на спальню, он вкладывает самые большие средства во что? В ванную комнату…

Возможно ли это?!

Целая культура создана вокруг ванны и раковины. Дорогие магазины, излишние детали, капризы моды, настоящее идолопоклонство Бааль Пеору. Дорогой еврей, у которого на входе прикреплена мезуза, а в сердце — вера, вдруг обнаруживает себя колеблющемся между выбором: кран «омга» или кран «микса»…

Действительно, когда голова находится в «этом мире», то обнаруживается, что у этого мира нет дна. Откуда взяли сыновья Исраэля «морские трофеи» при рассечении моря Суф? Так как египтяне украшали своих коней драгоценными камнями и жемчугом (Раши, Шмот, 15:22). Смотрите небеса — украшали коней…

Но посмотрите на детали, украшающие автомобили, и поймете. Поймете ишмаэльтянина, продавшего раби Шимону Бен Шетаху осла с жемчужиной на шее, стоившей в сто раз больше, чем сам осел (Иерушалаимски Талмуд).

И об этом просит святая Тора, и это хотел Святой, благословен Он, укоренить внутри нас. От этого хотел избавить. «Выйдите из ваших постоянных квартир в квартиры временные» (Трактат Сука), покиньте квартиру со всеми ее вещами и мебелью, и живите в суке, деревянном жилище с крышей из схаха.

«Чтобы знали поколения ваши, что в шалашах поселил я сыновей Исраэля, выведя их из Египта». Разделились мнения наших мудрецов относительно толкования этих слов (Трактат Сука, 11). Некоторые говорят, что сделано так для того, чтобы помнили облака Славы, окружавшие сыновей Исраэля. Облако — знак присутствия Шхины в стане. А некоторые мудрецы говорят, что это были не облака Славы, а настоящие шалаши, которые строились во время остановок.

И задавали комментаторы, благословенна память праведников, вопрос: оба эти объяснения удивляют. Если память об облаках Славы понятие духовное, зачем воображать, что наши шалаши — это облака Славы? А если шалаши понимать в прямом смысле, почему надо принимать их как память?! Это не чудо, и не что-то исключительное! И еще вопрос: ведь в шалашах и облаках Славы сидели весь год, почему же установила Тора праздник Сукот сразу же после Грозных дней?!

Есть один ответ на все эти вопросы. Святая Тора хочет поднять нас над нашими понятиями. Гаона, раби Иеошуа Атья, спросили однажды, почему он не переезжает в более просторную квартиру. И он ответил словами пасука: «и построил ему дом, а скоту его сделал шалаши» (Берешит, 33:17). Если бы для своей настоящей сути, души, построил бы праотец Яаков прочный дом, это было бы вечным наследством. «Это не иначе, как дом Б-га — Яаков назвал его (Храм) Домом»! (Трактат Псахим, 88), а для своего скота, материальных нужд, удовлетворился простым, временным шалашом…

И такому поведению учил нас Святой, благословен Он, при нашем выходе из Египта, приведя нас в пустыню и поселив в шалаши. Чтобы мы не делали упор на квартиру и ее вещи. А тот, кто сидит в суке, удостаивается облаков Славы. «Построен Иерушалаим из разрушенной твердыни»! (Мааян а-аоед)

Повод для размышления

Четыре вида растений соответствуют ступеням народа Исраэля. Среди них изучающие Тору, среди них исполняющие заповеди, среди них те и другие, среди них ни то, ни другое.

Однако вдумаемся в законы четырех растений, открывающие существенное различие между ними. Ива представляет самых простых евреев, не объявляя из некошерными. Если верхушка не отсечена, и листья ее не опали и не высохли, она кошерна. Относительно мирта, представляющего тех, кто исполняет заповеди и делает добрые дела, больше законов. Тройной ряд листьев и покрытие ими всей длины. Относительно лулава, представляющего изучающих Тору, законов еще больше. Он должен быть прямым, покрытым листьями, а верхушка его — целой и закрытой. Но все это не достигает изобилия законов для этрога. Этрог представляет собой лучшее из лучшего, еврея, изучающего Тору и исполняющего заповеди одновременно. Он должен быть великолепным из великолепных. Консультанты алахи в дни перед праздником Сукот загружены полностью. Этрог в левой руке и увеличительная линза в правой, они внимательно проверяют — вот у этого черного пятна какая природа? Эта царапина внешняя или нет? Этот лулав, пестрит черными, коричневыми и белыми пятнами, но никто не замечает их, не волнуется. А черная точка на этроге может сделать его некошерным.

Из этого можно извлечь урок: чем больше поднимаются духовно, тем больше требований. Исследуют каждую точку.

Повод для размышления…

Когда Хафец Хаим находился в Варшаве, пришел подросток из Надликорна в гостиницу, чтобы молиться в его присутствии вечернюю молитву на исходе субботу и получить от Хафец Хаима благословение на «добрую неделю». Вместе с сыном, мальчиком лет десяти, к раву подошел его отец и стал жаловаться, что у сына нет желания учиться, и попросил благословить его. Прежде всего, спросил его рав, есть ли у сына способности к учебе.

«В тои-то и беда, — сказал отец, — что благословен он способностями, правильным пониманием, быстрым схватыванием, чудесной памятью. Только постоянства ему не хватает!»

Обратился Хафец Хаим к мальчику и сказал мягко: «Дорогой сынок! Знай, что если ты не будешь усердно учить Тору, появится у тебя вопрос к Творцу благословенному, этого ты, разумеется, не хочешь… поэтому, пожалуйста, учись усердно».

Удивился подросток, удивился отец, удивились все слышавшие, какой вопрос будет у него к Творцу мира?

Ответил рав: «Послушайте, ведь сказано: “Твердыня, цельны дела Его”, действия Святого, благословен Он, совершенны, “Б-г верный, и нет несправедливости”. Разумеется это так. Но у сапожника есть вопрос, почему у равов, гаонов и глав ешив есть отличные способности, быстрое схватывание и чудесная память, а у сапожников нет таких способностей?! Где равенство?

Но они ошибаются. Нет в этом никакого вопроса к Творцу мира. Мир нуждается в равах и главах ешив, и мир нуждается в сапожниках и портных. Одним нужны способности ума, схватывание и память, а другим нужны способности рук и пальцев. Поэтому разделил Святой, благословен Он, способности каждому по его потребности.

Но я слышу, сын мой, что у тебя замечательные способности. Однако учиться ты не хочешь. Ладно, главой ешивы ты не будешь. Чем же ты будешь зарабатывать? У тебя не будет другого выбора, как стать сапожником или портным. И тут у тебя появится претензия: Владыка мира, вот этот сапожник благословен способностями, почему нам Ты не дал их?…

Поэтому, дорогой мой сын, усердно трудись над Торой в соответствии с твоими способностями, и будешь равом или главой ешивы, и не будет у тебя претензий к Творцу мира». (Яд Йосеф)

И еще сказал Хафец Хаим, что человек должен не просто использовать свои способности, но использовать их полностью. Ведь об этом говорит Гмара: «Михаэль обходит весь мир за один (раз), а Гавриэль — за два. (Трактат Брахот, 4). Чтобы сказать тебе, что если бы Михаэль обходил мир за два раза, даже если бы не было у него соперников, посчиталось бы ему это за лень, так как мог обойти за один раз!» (Хафец Хаим а-хадаш, Хаей а-мусар)

Читайте на нашем сайте: Тематический обзор по теме Суккот


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Муж не считает меня за человека

Вчера, отвечает Рав Ашер Кушнир

Рассказать о причинах развода с бывшим супругом — это злословие?

26 марта, отвечает Хана Лернер

Восьмилетний сын обдирает себе ногти под корень…

25 марта, отвечает Лея Хмельницкая

Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше