«Выберите себе людей мудрых… и я поставлю их во главе вас» (Дварим, 1:13)
Объяснял Раши: «поставлю» (асимем) — от слова вина (ашма). То есть вина евреев зависит от главы их судей, которые могли протестовать и направить их по прямому пути. Как велика ответственность лидера, включая главу семьи. Как сказали наши мудрецы (Трактат Шабат, 54): «Тот, кто может протестовать в своем доме и не протестует, будет наказан за своих домашних».
Источник того, что вина зависит от глав — в мидраше. На что это похоже? На невесту, у которой под хупой руки выпачкались в угле. Что ей делать? Если она станет чистить их об стену, стена испачкается, а руки не очистятся. Если же она станет вытирать их о волосы, волосы почернеют, как уголь, а руки очистятся. И удивляется автор книги «Сфат эмет», благословенна память праведника, почему пример не похож на вывод из него. Действительно, Исраэль очищается тем, что может возложить вину на глав народа, но главы народа не очищаются. Наоборот, они наказываются первыми.
Замечательный вопрос и указывает нам направление ответа.
Рассказывается, что когда Магид из Межерич, благословенна память праведника, прощался со своим равом, святым Бааль Шем Товом, благословенна память праведника, выразил ему Бааль Шем Тов сожаление по поводу его отъезда. Удивился Магид: «Мне не будет хватать рава, но почему рав нуждается во мне?» Ответил Бааль Шем Тов: «Как ты не понимаешь, что рав подобен колодцу с водой, и все время, что черпают из него, он наполняется».
Праведник, автор книги «Хашва ле-това» из Александрова, благословенна память праведника, сказал: Наоми просила Рут, чтобы вернулась обратно. Но Рут привязалась к Наоми, и когда увидела Наоми, что получает силы от привязанности к ней Рут, согласилась, чтобы та сопровождала ее. Зависимость ученика от рава дает раву силы.
Теперь мы можем понять рассказ праведника раби Довида Моше из Кратшнифа, благословенна память праведника. История об одном главе общины, который умер и оставил двух праведных сыновей. Тогда община разделилась. Половина досталась одному брату, а другая половина — другому брату. Один остался занять место отца, а другой поехал в другой город и пришел проститься перед отъездом. Пожелал он брату: «Чтобы Ашем дал нам не быть глупцами».
Удивился брат такому странному благословению.
Объяснил благословивший: «Чтобы мы не спорили из-за одного хасида»… Чтобы не придирались, если кто-то сбежит…
Согласился брат: «Да, в споре нет нужды. Но придираться — почему бы нет? Ведь раби взбирается по лестнице, и каждый хасид добавляет ему ступеньку».
И теперь ясны слова мидраша, приведенные вначале. Управление, в самом деле, связано с ответственностью, и община может «вытереть руки» о «голову»: свои недостатки поставить в зависимость от главы, и предъявить ему за это претензии. Но эта зависимость дает чудесные силы руководителю.
И прежде всего — это управление родителей в их доме: «Каждый человек управитель в своем доме, каждый подобен царю в своем доме» (Авот де раюи Натан, часть 28). Он царь, а его жена — царица, и их дети дают им силы для руководства.
И сказал автор книги «Имрей эмет» из Гур, благословенна память праведника, указав на ясный пасук, связанный с этим вопросом. Когда армия из шестисот тысяч человек в пустыне стала требовать от него мяса, обратился он к Творцу: «Разве я носил во чреве весь народ этот, разве я родил его… Когда плачут они передо мной, говоря: дай нам мясо и будем есть» (Бамидбар, 11:12, 13). Мы видим, что если народ подобен ребенку, то Моше подобен отцу — было у него мясо на шестьсот тысяч человек. Ибо у отца — есть. Отцу дают требуемые силы, и их нужно использовать полностью. (Мааян ашавуа)
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.