«Будь храбрым, как леопард, легким, как барс, быстрым, как олень, сильным, как лев, выполняя волю своего Отца в Небесах»

Чтобы воспитать ребенка настоящим евреем, надо постоянно, помнить о том, на что направлены наши усилия: каким человеком мы хотим его видеть, как подготовим его к служению Всевышнему, какие черты характера следует в нем развивать, а какие — искоренять. Мы обязаны знать это, чтобы воспитывать наших детей в духе Торы. Правильное развитие характера — необходимое условие успешного изучения Торы1. Наши мудрецы обладали замечательными душевными качествами, такими, как радостное восприятие действительности, скромность, терпение, снисходительность, удовлетворенность жизнью, культура речи, любовь к ближнему. Эти черты необходимы не только для изучения Торы, но и для выполнения заповеди, призывающей следовать Всевышнему в Его доброте и милосердии2. Более того, тот, кто приятен людям, дорог и Б-гу3. Родители должны постоянно помнить о том, как важно развивать в детях черты, необходимые еврею, преданно следующему предписаниям Торы. Решающий момент в воспитании — знать, чего хочешь достигнуть. Например, вы твердо знаете: ваш ребенок должен жить, бескомпромиссно выполняя мицвот, так, как призывали наши мудрецы: «Будь храбрым, как леопард, легким, как барс, быстрым, как олень, сильным, как лев, выполняя волю своего Отца в Небесах»4. Тогда вы будете поощрять в своих детях усердие и любовь к труду, поможете им преодолевать лень и безразличие. А если родители придерживаются господствующего в современной психологии мнения, что у ребенка должно быть «безоблачное детство» — много досуга и никаких обязанностей, они будут поощрять в нем стремление к беззаботной жизни и погоню за удовольствиями.

Представьте себе утро выходного дня. Один ребенок встает рано и молится; часть свободного времени он посвящает помощи по дому, играм с младшими братьями и сестрами, занятиям Торой — так приучили его родители. Другой — слоняется по квартире в пижаме, долго завтракает и продолжает свой день в играх и развлечениях. Безусловно, каждому ребенку необходимо предоставить время и для игр, но в распорядке дня должно быть место и «труду». Их количественное и качественное соотношение зависит от того, на что делается акцент в семье, а это, в свою очередь, зависит от системы нравственных ценностей родителей.

Личность, отвечающая всем требованиям Торы, формируется из многих черт характера. Они проявляются не только в поведении человека, но и в его отношении к жизни. Еврей несет ответственность и за свои поступки, и за свои мысли. Хафец Хаим так описывает Небесный Суд, перед которым предстанет каждый еврей: «Будет детально рассмотрена всякая выполненная мицва — полностью ли подчинил себя человек требованиям закона? То, что обычно скрыто (отношение к совершаемому), будет проверено самым тщательным образом —исполнена ли мицва с благоговением, любовью и радостью»5.

Рав Хаим Соловейчик из Бриска, доходя в новогодней молитве молитве до слов «Он, Кто судит, проверяет наши мысли на Суде…», горестно вскрикивал, как бы говоря: «Как же совершенны должны быть наши мысли в глазах Всевышнего!»

Родителям следует добиваться не только правильного поведения, но и правильного мышления.

По сути дела, обладание определенными душевными качествами — требование Торы. Так, быть честным не просто желательно, а обязательно; еврей не может выбирать, быть или не быть ему честным. Это одна из заповедей, которую он обязан выполнять. Однако невозможно в один прекрасный день ознакомиться со всеми 613 мицвот и начать соблюдать их. Еврей должен узнать о заповедях и привыкнуть к их выполнению в раннем детстве. Тогда в тринадцать лет он будет привычно и умело соблюдать законы, предписанные ему Всевышним.

То же происходит, когда родители прививают ребенку правильное отношение к совершаемым действиям. Родители готовят его к выполнению мицвот: радоваться жизни, быть добрым, довольным тем, что имеешь, и т.п. И ребенок приобретает эти черты, может быть, не всегда сознательно участвуя в этом процессе, так как внедрение и закрепление желаемых моделей поведения происходит независимо от его сознания. Родители могут и не замечать воздействия, которое их поведение оказывает на развитие эмоционально-интеллектуальных представлений детей. Но воздействие тем не менее существует. Если же родители сознательно сосредоточатся на определенном аспекте воспитания, это еще усилит их способность влиять на детей. И действительно, почему обучение этим мицвот предоставлять случаю в большей степени, чем, скажем, ознакомление с кашрутом! И вести себя, и мыслить по-еврейски детей тоже следует учить, осознанно готовя их к выполнению как тех мицвот, что отражают отношения человека со Всевышним, так и тех, которые определяют отношения между человеком и его ближним. «Наставь ребенка на его путь, и он не сойдет с него, когда состарится»6. По поводу этих строк раби Зехария Фендель в книге «Нравственная личность» пишет: «Вопреки мнению некоторых людей, целенаправленная педагогическая деятельность крайне важна и необходима для развития положительных черт характера — гораздо в большей степени, чем для обучения многим другим мицвот»".

Все педагогические средства, которые мы рассматривали ранее: награды, поощрения, наказания, положительный пример родителей — так же применимы для привития нравственных представлений, как и для выработки правильных навыков поведения. Используя известные воспитательные средства, родители должны помочь детям стать по-настоящему религиозными людьми, искренне «следующими путями Ашема», повторяющими в себе Его черты — доброту, милосердие и праведность.

1 Авот 6:6.

2 Дварим 28:4.

3 Авот 3:13.

4 Авот 5:23.

5 Хафец Хаим, Аават хесед, Иерусалим, Фельдхейм Паблишере, 1976, с 87.