Темы: Воспитание детей, Плач, Ита Минкина, Чувства и разум, Чувствительный ребенок, Истерики
Шалом, мы с женой очень благодарны вам за статьи, которые мы можем читать на вашем сайте, а также за ответы на вопросы на темы семьи и воспитания детей. Вот и у нас сейчас стоит вопрос, ответ на который мы ищем.
Мы семья, у нас две дочери. Старшей дочери семь лет, она ходит в первый класс, с ней все нормально: учится хорошо, реагирует на замечания адекватно, эмоционально стабильный ребенок. Младшей пять лет, ходит в детский сад. Очень эмоционально-чувствительный, привязанный к семье ребенок. Не контролирует свои эмоции, слезы льются просто ручьями по любому поводу, критика вообще невозможна. Она не просто плачет или кричит, она очень расстраивается, переживает, не может остановиться и выйти из состояния возбужденности, в этом состоянии говорит, что ее не любят.
Например, вчера жена разговаривала со старшей дочерью, просто объясняла ей, как себя нужно вести, проводилась воспитательная работа. Они обе провинились, и жена объясняла, как нужно вести себя в общественном месте… При этом вся критика была направлена на старшую — в таком плане, что она старшая сестра и должна быть примером для младшей. Старшая спокойно слушала и понимала, о чем речь. (Дети с женой были у доктора на приеме; жена не могла забрать их из комнаты ожидания, двадцать минут уговаривая оставить игрушки и идти домой. И это все на глазах других пациентов). Меньшая, перебив маму, начала что-то сообщать. Мама сказала ей, что в этот момент она разговаривает со старшей сестрой, после чего меньшая разрыдалась и побежала плакать в свою комнату, рыдала взахлеб, не могла остановиться, на уговоры и объяснения не могла уже отреагировать и только отрицала, что она вообще что-то говорила. Взяв ее на руки, ее просто с любовью держали на руках, и она уснула. Только так смогла остановиться. Это просто свежий пример.
Мы понимаем, что частый язык детей — это плач, они этим добиваются того, чего хотят, мы слушали «Основные принципы воспитания детей» Рава Кушнира, но ответ не нашли. Мы любим обеих одинаково, к меньшей стараемся быть внимательнее в связи с тем, что она не может контролировать свои эмоции. Пытаемся с любовью объяснять ей, что не стоит плакать и волноваться. Она уже сама однажды задавала вопрос: как удержать слезы? Мы даже говорим ей, что чувствительность и эмоциональность — это хорошо, что это положительно, что это ее особенность. Мы не хотим переусердствовать и вызвать страх или комплексы у ребенка.
Как нам научить ребенка контролировать эмоции, как поддержать ее, воспитать стабильным, а не лабильным человеком? Спасибо Вам большое заранее за ответ! Т. и И.
Уважаемые Т. и И.!
Ваша младшая девочка — очень чувствительный ребенок, и, как все очень чувствительные дети, она необыкновенно совестлива и пытается быть хорошей. И малейший намек на то, что у нее это не получается, выводит ее из равновесия.
Что же делать?
Привить ей любовь к себе. Я уверена, что вы это делаете. Показать, что у повышенной чувствительности есть свои сильные стороны: возможность уловить нюансы, тонкости; склонность к творчеству. Научите ее получать удовольствие от творчества, она наверняка очень способна в одной или нескольких областях, тонко чувствует музыку, цвета и т.д.
Попытаюсь дать несколько рекомендаций, которые помогут научить ее справляться с повышенной возбудимостью. Такая возбудимость бывает у особенно чувствительных детей, она и приводит к плачу — потому что они просто не выдерживают наплыва эмоций.
Надеюсь, что вы сможете выбрать наиболее эффективные для девочки рекомендации. И очень советую вам прочитать книгу Элайн Арон (PhD, Elaine N. Aron) «Очень чувствительный ребенок» (The Highly Sensitiv Child).
С уважением, Ита Минкина
Рав Берл Набутовский
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот, фонограмма видеоуроков»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Овадья Климовский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь