Темы: Наказание, Воспитание детей, Ципора Харитан, Дети, Непослушание, Младшие школьники
Добрый день! Вопрос: что делать если мальчик 10 лет нагло разговаривает с родителями, не собирается делать то, что его просят, а если делает, то с таким лицом… что лучше не просить. Общий фон:6 детей, в данном случае вопрос о 2-м мальчике. Мальчик ужасно способный и умелый, год назад помогал во всем — по сути, был за старшего. Я старался, как мог, дать ему понять, как я его ценю и уважаю. В какой-то момент начал отказываться делать какие-то вещи — мы с женой решили, что в данном случае нельзя давить и пытались говорить с ним уважительно: хорошо — это ты делать не хочешь — ты прав, это может сделать другой, а вот это — должен сделать ты. В последнее время происходит то, что я описал в начале вопроса, — полный «0». Стратегически, понятно, что нужно стараться его приближать, заинтересовывать и т.д. Тактически — как можно наказать мальчика в таком возрасте и в такой ситуации?
R.
Уважаемый R.,
Для того чтобы дети правильно росли, у них должны быть права и обязанности. К сожалению, сегодня дети гораздо лучше понимают, какие у них права, чем ощущают себя обязанными делать что-то для семьи. Возможно, что Ваш мальчик, который год назад охотно помогал, ощущает, что именно у него просят больше, чем у других, поскольку он готов сделать, и это его раздражает и вызывает нежелание помогать. Возможно, он наслушался от товарищей, что те ничего не делают. В любом случае, важно поговорить со всеми старшими детьми в семье, а не только с ним, объяснить, что в такой большой семье, как Ваша, нет возможности справляться, если вся работа будет ложиться на родителей, и договориться по-хорошему о том, как делятся домашние обязанности. Стоит собраться со всеми детьми «за чашечкой кофе» и на общем семейном собрании договориться о распределении работы по дому с учётом сил всех участников. Можно сделать расписание, по которому меняются раз в неделю или в две, так, чтобы каждый раз каждый делал какие-то другие работы. Желательно вычеркнуть из этого списка особенно ненавидимые детьми занятия и предложить им помогать в тех вещах, которые они делают охотно. Одновременно советую премировать в конце недели какой-то мелочью того, кто всю неделю честно выполнял свои обязанности, и лишать каких-либо прав тех, кто их систематически не выполнял. Например, тот, кто не помыл посуду, не может идти играть во двор, пока посуда стоит невымытая.
Вообще, в возрасте 9—10 лет и дальше единственно реально возможное наказание — это лишение прав (при этом нужно приучить себя не реагировать на скандалы детей, которыми обычно сопровождается «поражение в правах»). Если ребёнок будет знать, что Вы последовательны и слёзы не помогут избежать наказания, тогда он будет знать, что он ДОЛЖЕН выполнить свои обязанности. При этом продолжайте хвалить тех, кто их выполняет, и подчёркивать, как Вам важна их помощь, и поменьше обращайте внимание на вздохи, причитания и неприятные «рожи», которые сопровождают выполнение домашней работы. Дети прекрасно знают, что для многих родителей такое поведение настолько неприятно, что они готовы отказаться от помощи на практике, лишь бы не видеть его, и используют это.
Желаю удачи, Ципора Харитан
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ