Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Ципора Харитан, Дети, Дошкольники
Добрый день!
Скажите, пожалуйста, когда мы разбираем с ребенком (4 года) какой-то его плохой поступок, говорим, что так было нехорошо или что цадиким (праведники) так не делают, мы говорим ему также, что когда хорошие мальчики йеудим (евреи) так делают, Ашем очень расстраивается. На него это сильно действует. Нужно ли говорить фразы типа: «Ты так сделал, и мама очень расстроилась». Или это неправильная фраза (что, вроде бы, нужно хорошо себя вести для мамы, чтобы не расстраивалась)?
N.
Уважаемая N.!
Сама идея того, что Вы говорите ребёнку, — абсолютно правильная: и Всевышний расстраивается, и мама расстраивается. (Но не стоит каждую мелочь, которую маленький ребёнок сделал, превращать в повод для расстроенных чувств Всевышнего, и формулировки такого рода, даже в положительной форме, стоит придержать для серьёзных нарушений дисциплины, например, ребёнок замахивался на маму, кричал ей некрасивые слова и т.д.).
Но давайте будем разговаривать с ребёнком в положительной форме. Из Торы мы учим, как важно говорить вещи в положительной форме. Тора говорит нам (Бэрейшит 7, 8): беэма ашер эйнэна тэора («…(из) скота, который не является чистым») вместо беэма тмеа («из скверного скота»). Поэтому давайте будем говорить ребёнку, как Всевышний радуется, когда ребёнок ведёт себя хорошо. И если он совершил плохой поступок, то давайте скажем, что мы будем очень рады, если в следующий раз он сделает что-то хорошее. Например, ребёнок вёл себя неосторожно и разбил что-то. Скажем ему: «Мама будет очень рада, если в следующий раз ты будешь осторожнее». Из этого он сам поймёт, что был неосторожен, а мы не будем вызывать у него угрызения совести. Любое наше положительное высказывание всегда заставляет нас самих успокоиться — чтобы хорошо сформулировать — и остаётся в памяти у ребёнка, как поощрение к хорошему поведению, а не как попрёк.
Конечно, никто из нас не ангел, и с каждой мамой, даже самой лучшей, бывает, что она срывается и резко отчитывает ребёнка, но чем он меньше, тем важнее как можно скорее показать, как мы его любим, несмотря на плохой поступок.
Желаю удачи, Ципора Харитан
Рав Берл Набутовский
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот, фонограмма видеоуроков»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Овадья Климовский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь