Темы: Воспитание детей, Дети, Младшие школьники, Кражи
Здравствуйте. Наша старшая дочь (10 лет) взяла деньги без разрешения. Её подружка получила от своей мамы деньги и собиралась купить себе сладостей. Предложила нашей дочке пойти с ней. Видимо, идея получить так запросто сладости понравилась моей дочери. Она вернулась из магазина и рассказала мне, что купила себе конфеты. Я спросила — откуда деньги, и она ответила, что у нее были. Но я знаю точно, что никаких денег у нее не было и взяться им неоткуда. Но подружка подтвердила, что моя дочь заплатила за конфеты. Я не могла вернуть покупку в магазин, потому что дочка уже открыла упаковку и часть сладостей съела. Не знаю, что делать: может быть, запретить хозяину магазина продавать ей что-либо без записки от меня? Наказывать ли ее? Как объяснить ей серьезность происшедшего?
Здравствуйте.
Нетрудно представить себе, как Вас расстроило и смутило то, что девочка взяла деньги без спроса. Особенно учитывая, сколько сил и времени Вы вкладываете в то, чтобы дочь росла с ясными моральными принципами.
Однако нужно знать, что подобное явление достаточно распространено среди детей ее возраста. Это происходит, когда ребенок вдруг открывает для себя «силу монеты» и желает испытать ее сам. Ему очень трудно устоять, если подворачивается такая возможность.
Очень важно реагировать правильно. Если это случилось впервые, не надо записывать ребенка в преступники и обвинять в воровстве, так как это не позволит ему сделать желательные выводы из урока. Лучше использовать выражение «взять без спроса» или «взять чужое», чем «украсть». Девочка, скорое всего, сама не воспринимает свой поступок как воровство, а думает, что просто воспользовалась возможностью.
Необходимо показать свое огорчение и недовольство, но не сердиться и не кричать. Спокойно объяснить дочери, что запрещено пользоваться деньгами без разрешения, и попросить ее честно рассказать, где она их взяла. Нет необходимости давить, можно дать ей какое-то время подумать, выразив ей доверие: «Я уверена, что ты придешь к выводу, что тебе стоит рассказать мне правду». Если Вы видите, что ей трудно признаться, можно посоветовать ей написать на листе бумаги, откуда она взяла деньги.
Если вы видите, что ей все же не удается признаться, попробуйте дать ей еще бонус — скажите, что готовы воздержаться на сей раз от наказания, пусть только скажет правду. Так девочка увидит, что для Вас правда важнее, чем наказание.
Верный подход в таких случаях оставляет глубокое впечатление. Девочка, скорее всего, сделает правильные выводы и не захочет расстраивать вас повторно.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ