Темы: Воспитание детей, Дети, Внимание к ребенку, Детская агрессия
Уважаемые раввины! Прошу совета в воспитании сына. Он старший, ему 2 года, младшему 5 месяцев. Не могу с ним сладить. Буйствует, швыряется предметами, может легко ударить родителей, вчера бил ногой собаку друзей. Типичная ситуация: ведет себя более-менее ничего, потом сделает что-то не так (швырнет, закричит), я ему замечание, суровым голосом, или еще как-то накажу, или шлепну. Он совсем расходится, начинает кидать вещи на пол, еще что-то. Я сильнее пытаюсь его утихомирить. В итоге он бушует, а я чувствую себя беспомощной, не могу им управлять. Осложнения нашей жизни: кормлю грудью малыша, и он видимо ревнует. Сижу с ними часто одна, и много гулять не получается — с двумя тяжело. Боюсь потерять его, что он пойдет по нехорошему пути в будущем, и что у нас не будет контакта. Как вернуть? Раньше, до рождения второго, он был любименьким мальчиком, и очень чутким и послушным. Как? Пожалуйста, посоветуйте что делать.
Чтобы ребенок вел себя так, как вы хотите, нужно поощрять желательное поведение и не поощрять нежелательное. Главное поощрение — ваше внимание, ваша реакция. Теперь, когда у мальчика появился маленький братишка, то большая часть внимания достается не ему, а малышу. Поэтому старший борется за внимание. Самый простой способ привлечь ваше внимание — начать вести себя плохо, потому что на это вы реагируете всегда. Причем, чем хуже он себя ведет, тем больше получает внимания. Для него не так уж важно — отрицательное это внимание, или положительное. Главное, чтобы вы его заметили и начали заниматься им.
В моменты, когда ребенок ведет себя нежелательным образом, нужно сохранять спокойствие и реагировать скупо. Но не это главное.
Когда малыш ведет себя нормально, мы как будто не замечаем его: сидит тихо и ладно, лишь бы не мешал! Мы воспринимаем хорошее поведение как само собой разумеющееся — и это роковая ошибка.
Если вы хотите вернуть понимание, любовь, послушание и взаимную радость, НЕОБХОДИМО:
1. ВСЕГДА обращать внимание на ребенка, когда он ведет себя НЕ плохо! И чем лучше он себя ведет — тем больше уделять ему внимания.
2. Улыбаться ему и хвалить его ВСЕГДА И СРАЗУ, когда он делает то, что вам нравится (например, тихо играет).
3. Обнять и приласкать его даже тогда, когда он ведет себя хотя бы «более-менее ничего».
4. Обязательно выделить определенное время для того, чтобы побыть только с ним: поиграть вместе в игрушки или игры, порисовать, почитать книжку. Это должно быть «качественное» время, когда вы не будете отвлекаться ни на что другое. (Случай из практики: некоторые мамы во время кормления ребенка читают старшему сыну книжку: малышу это не мешает, а старший ребенок получает «качественное время» с мамой, причем испытывает благодарность к грудному «конкуренту» — ведь именно благодаря ему несколько раз в день они проводят время вдвоем с мамой!)
Тогда мальчик почувствует, что он не потерял вас, что вы вместе и нет никакой необходимости вести себя плохо.
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»