О том, за что и как надо уважать другого человека и, в особенности, мужа

Сейчас особенные дни — дни сфират а-омер — в это время еврейский народ соблюдает законы траура по ученикам Раби Акивы. Все мы знаем эту историю. Ученики Раби Акивы умерли, т.к. не проявляли достаточного уважения друг к другу.

Я думаю, что тема уважения, проявления уважения очень актуальна в каждой семье. Один из самых частых вопросов, который мне задают: что значит уважать мужа? Что значит уважать жену? И как часто я слышу —

«А за что его уважать?!»

«Любить ее я готов, но уважать!!!»

А как проявлять свое уважение?

«Я его так уважаю в душе, а он почему-то этого не замечает!»

Мы знаем, что дни сфират а-омер совершенно особые, специально подаренные нам Всевышним для работы над своими качествами. Работать над умением уважать людей, особенно самых близких, способностью дать им почувствовать себя важными, нужными, особенными — это очень непростая задача, на которую стоит потратить хотя бы часть времени Сфират а-омер. И потому, что недостаточное проявление уважения друг к другу привело к смерти 24 тысячи величайших мудрецов еврейского народа именно в эти дни, и потому, что эта задача такая сложная.

Говорят, что ецер а-ра точно знает, когда ему надо тяжело работать. Если выигрыш маленький, то и трудиться не стоит. А если ошибка или грех, на которые он может нас раскрутить, принесет ему большие дивиденды — а, значит, нам большие убытки и проблемы, — то он готов постараться. Соответственно, именно то, что мы чувствуем как особенно непростую задачу, и есть, по-видимому, самая важная часть работы над собой.

Так что же такое уважение?

Объясняют наши мудрецы, что две основы, на которых строится возможность близких отношений между людьми, — любовь и уважение. Всевышний создал нас так, что каждому человеку необходимы другие люди. Уважение — основной канал, который позволяет нам «использовать» друг друга, получать помощь друг от друга. Никто из нас не является одновременно и врачом, и сантехником, и ученым, и равом. Хотя все эти професии необходимы, чтобы каждый из нас мог выжить.

Каждого из нас можно представить себе закрытой системой, у каждого превалируют определенные способности. «Проводками» для использования способностей и умений других людей, без которых мы не можем обойтись, является уважение. Например, как бы ни был болен человек и профессионален врач, врач никогда не сможет помочь больному, если нет между ними взаимного уважения и доверия.

Следовательно, чтобы уважать другого человека, необходимо с ним познакомиться, рассмотреть, что в нем особенного, чем он от нас отличается — это и есть самое ценное. Уважать можно только за то, что в человеке реально есть. Я часто играю в группах с женщинами в такую игру: все пишут на листочках фразы типа «Я уважаю тебя за… ум, красоту, привлекательность», скатывают записки в маленькие шарики и бросаются ими друг в друга. А теперь представьте, что вам на колени упало несколько таких шариков, вы их раскрываете и читаете: «Я уважаю тебя за необыкновенный ум». Вы знаете, что писали не о вас и не имеют представления о вашем уме. Вряд ли вы почувствуете положительные эмоции, читая это. Вряд ли это поможет вам, поддержит вас, обрадует, вдохновит.

Чтобы уважение было действенным, надо уважать то, что реально есть в человеке. Сразу возникают вопросы: за любую вещь можно и нужно уважать, почему я должен уважать, если я лучше его? Может, это меня надо уважать, а его терпеть — и то не просто.

Пеле Йоэц приводит высказывание мудреца: стоит уважать каждого человека в двух случаях: если он мудрее меня — за его мудрость, если я мудрее — значит, он праведнее. Ведь я грешу сознательно, а он по ошибке. Если он богат — за богатство, ведь даже величайшие мудрецы Рабби и Рабби Аккива уважали богатых, потому что «Царь желает их величия». А ЕСЛИ я БОГАТ, А ОН БЕДЕН — ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЧТО Я ГРЕШНИК, ведь я не даю столько цдаки, сколько мне позволяет моё богатство. В этом он праведнее меня. И сказано в Талмуде Псахим: если человек лучше тебя даже в чем-то одном — обязательно проявляй к нему уважение. Объясняет Пиркей Авот, что уважение к другим людям — единственная возможность заслужить уважение других к себе. Как сказано (гл. 4, мишна 1): «Кто пользуется уважением? Тот, кто уважает других».

Рав Шалом Швадрон приводит в своей книге многочисленные истории о том, насколько трепетно наши мудрецы относились к достоинству другого человека. В них постоянно цитируется высказывание мудрецов: «Лучше человеку броситься в горящую печь, чем заставить другого побледнеть (от стыда) прилюдно».

Для мужа жизненно важно чувствовать, что жена его уважает, восхищается им, ценит даже его небольшие достижения. С одной стороны, уважение жены к мужу создает необходимый фундамент для того, чтобы начать строить что-то вместе. Как мы уже говорили, для этого необходимо познакомиться с реальными качествами и способностями мужа по принципу «если он мудрее меня — за его мудрость, если я мудрее — значит, он праведнее». Это не просто, ведь в каждой семье есть момент соревнования и где-то внутри тоненький голосок говорит: признать в другом что-то хорошее — это как будто признать, что я не в порядке. Если он лучше меня, значит, я плохой. На самом деле, умение видеть в других хорошее и восхищаться этим — проявление мудрости, тонкости, доброты и уважения к себе, ведь «Кто пользуется уважением? Тот, кто уважает других».

С другой стороны, Маараль раскрывает нам один секрет, показывающий, какие фантастические силы дал Всевышний жене, чтобы помогать мужу. Маараль пишет, что в принципе человек может уважать другого только за то, что есть. Единственным исключением является жена, которая может уважать своего мужа за то, что она в нем чувствует, и это не только не будет профанацией и не обидит его, но и даст ему радость и силы. И, более того, как семена прорастают под теплым дождем, так уважение и поддержка жены дают возможность раскрыться таким качествам и способностям мужчины, которые никто другой не мог ни увидеть, ни почувствовать в нем.

Как проявлять уважение?

— «Давать место» — оставлять человеку личное пространство, личное время и т.д.

— Внешний стиль отношений. Например, Галаха говорит, что если мы обязаны уважать мудреца, то запрещено не только говорить о нем плохо, но даже говорить при нем громко, используя некрасивые выражения. Можно подумать, какой стиль разговора, жестов, выражение лица поможет нашим близким почувствовать, как они важны для нас, а не наоборот.

— Сказали мудрецы: «Желания человека — это его уважение» — по-настоящему проявить уважение к человеку можно, только поняв его ожидания. Одни и те же поступки кто-то воспримет как проявление восхищения, а кто-то — как издевательство. То есть, наша задача — понять именно своего бен-зуга (мужа), а не выучить, как это делать «в принципе».