Темы: Любовь, Муж и Жена, Лея Трахтенберг
Шалом! Выходя замуж или женившись, муж и жена должны сильно любить друг друга, искать мира и служить Творцу. Вопрос: как понять ту грань, чтобы муж (жена) не стали предметом идолопоклонства? Т.е., любя друг друга, оставлять Ашема на первом месте в сердце. Или как любить мужа (жену), и как любить Творца? И как понять, если сердце более с мужем, чем с Творцом? Помогите, пожалуйста, разобраться! Благодарю за ответ! Н.
Уважаемая Н.,
Как определить границу между чувствами к Всевышнему и чувствами между мужем и женой?
Что такое любовь? Никто не мог и не сможет дать чёткого определения, удовлетворяющего всех. В любом случае это уникальный потенциал эмоций и чувств, направленных на объект любви, который у каждого индивидуален. Цель любящего — обеспечить счастье, благополучие, удовлетворённость любимого, помочь ему достичь его целей, добиться успеха. Любовь — альтруистическое чувство, при котором интересы и потребности любимого находятся у любящего на первом месте, а «вложения» в любимого, удовлетворение его доставляет больше радости и удовлетворения, чем «прибыль» от этих «вложений»…
Любовь, не зависящая от каких-либо обстоятельств («отдачи», красоты, устроенности в жизни, талантов объекта и т.д.), называется истинной любовью. И примером её служит любовь еврейского народа к Всевышнему… Любовь на иврите ahава — от hав — «отдавать». Поэтому, читая Шма утром и ночью (главная заповедь еврея), мы признаёмся в любви к Всевышнему: «Вэ-аhавта… — Люби… Б-га твоего всем сердцем своим, и всей душою своей, и всем достоянием своим…». Любовь к Всевышнему требует от нас, прежде всего, духовной отдачи, и эта часть еврейского сердца никогда не может быть занята никакими «объектами», «субъектами», пристрастиями.
Чувство любящего еврея таково, что все «обиды», которые могли бы вызвать злость, неудовлетворённость и т.д., осознаются им как то, что приходит от Любимого для блага любящего (а-коль лэ-това — «Всё к лучшему»), даже когда невозможно понять смысл происходящего.
Иначе обстоит дело в отношениях с людьми: мы ответственны и контролируем ситуацию и отношения, разбираемся в них…
При любви между мужчиной и женщиной есть динамика в отношениях (я бы сказала — «термодинамика»): смена периодов близости и охлаждения, отграничение собственного пространства — в целях «самосохранения».
А когда речь идёт о любви к Всевышнему, мы говорим о полном слиянии еврейской души со своим Создателем.
Любовь между мужчиной и женщиной подкрепляется союзом физическим, а не только духовным. Любовь между людьми может закончиться и вновь расцвести с появлением нового объекта.
Если пара работает над совершенствованием и обновлением своих отношений, любовь крепнет и постоянно наполняется новым значением. Любые отношения требуют постоянной работы. Наши молитвы Всевышнему (восхваление, благодарность, личные просьбы) наполняют каждый день еврейской жизни, в горе и радости, новыми оттенками любви к Тому, кто Эмет — Истина, в Кого мы верим — Эмуна.
Если мы сможем перенести это на отношения с мужем/женой и будем так же усердно работать над их совершенствованием — успех в браке обеспечен. И брак будет озарён светом присутствия Всевышнего, «Дополняющего» союз…
С уважением, Лея Трахтенберг
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»