Темы: Измена, Муж и Жена, Мира Вайсбин
Я много читала и слушала о том, как еврейская традиция учит строить семью. Строить с нуля… Однако жизнь, она длинная, и всякое случается в пути. И я никогда не слышала, что делать в трудных ситуациях, если вторая половина нанесла тяжелый удар, например, в случае супружеской измены. Сколько бы об этом не говорили, простить это невозможно, а разводиться рабаним не советуют. Как можно проявлять эмпатию к человеку, который нанес такую травму? Жить в атмосфере вражды и ненависти? Зачем? А детям каково? Может быть, рабаним, которые советуют сохранить такую семью, знают какие-то трики, как в ней жить… Заранее спасибо за ответ. Н.
Уважаемая Н., шалом!
Вы совершенно правильно сказали, что жизнь — она длинная и всякое случается в пути. И ещё более верно, что неприемлемое, низкое поведение спутника жизни более чем ранит, оно травмирует и непонятно, как и для чего сохранять такой брак.
Конечно, чувства вражды и ненависти тут неизбежны.
Понимая всё это, мы всё же задаём себе вопрос, как повести себя правильно в такой ситуации. Не в соответствии с кипящими эмоциями, а в свете доводов разума.
В этом случае наиболее разумно ознакомиться с мнением Торы по этому вопросу, т.к. именно это мнение будет непредвзято учитывать все за и против, как то:
По последнему пункту надо заметить, что Тора допускает многожёнство для мужчин, учитывая особенности мужской природы (моногамия была предписана мудрецами Торы только несколько столетий назад). А вот измена женщины свидетельствует о серьёзном нарушении/извращении её женской сути.
Не будем вдаваться во все детали этого вопроса, т.к. их множество. Но, с одной стороны, осознавая боль, которую причиняет измена, а, с другой стороны, взвешивая все перечисленные факторы, мы можем прийти к выводу, что человек оступился, но готов и способен на «реверс». А поэтому существует возможность этому человеку «дать кредит» и попытаться восстановить семью. Это то, что Вы, видимо, слышали в определённых случаях от рабаним (раввинов).
А что касается эмоций, они, как правило, идут за нашим разумом. Если мы приняли решение дать шанс, кредит на восстановление, понимая, что человек по сути неплохой, но оступился, — то и наша боль и вражда постепенно утихают. (Чем больше мы уверены в правильности принятого решения, тем больше наши эмоции подчиняются разуму).
Ещё хотелось бы добавить: есть люди, считающие виртуальные компьютерные отношения — изменой, а это, к сожалению, в наш век бушующего интернета стало страшной распространённой болезнью. Но надо знать, что эта болезнь поддаётся лечению (психологический тренинг, «Способ 12 шагов»), и при желании можно и нужно вылечиться. Если происходит излечение, люди приобретают возможность благополучно продолжать нормальные здоровые отношения в семье, жёны не теряют мужей, а дети — отцов.
Дай Б-г, чтобы семейных болезней становилось меньше, а счастливых семей — больше!
С уважением, Мира Вайсбин
Читайте: Прелюбодеяние — супружеская измена
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.