Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ноах, рош ходеш Мархешван

Отложить Отложено

"Вначале Всевышний решил сотворить мир Мерой Суда. Он увидел, что не сможет мир так просуществовать, поэтому Он сотворил вначале Милосердие и затем присоединил его к Суду". Этот Мидраш приводит Раши в своём комментарии на главу Берешит. Он вызывает множество вопросов. Как возможно сказать про Всевышнего, что Он что-либо вначале не предусмотрел, поэтому Ему потребовалось пересматривать Своё решение, не дай Б-г? Книга "Меор Эйнаим" объясняет следующее. Нельзя сказать про Творца, что Он сотворил мир потому, что в нём нуждался -- как человек, который изготавливает вещь, которая ему нужна для какой-то цели. Ведь Всевышний, по определению, само совершенство, у Него нет недостатка в чём-либо. Следовательно, Он создал мир не для того, чтобы что-то от него получить, а, наоборот, для того, чтобы было кого одарить благословением. То есть Всевышний сотворил мир ради Хеседа, чтобы Его творения осознали Его власть и наслаждались службой Ему, получая за это плату в мире этом и мире грядущем. Но всю силу Хеседа Творца люди не в состоянии воспринять, подобно тому, как невозможно наслаждаться светом солнца без преграды, которая затемняет и уменьшает этот свет до уровня, безопасного для нас. Свой Хесед Всевышний не может раскрыть в чистом виде, необходим "цимцум" – уменьшение до уровня нашего восприятия. Этой цели служит Мера Суда, уменьшающая и ограничивающая силу Хеседа. В этом смысл нашего Мидраша "Вначале Всевышний сотворил мир Мерой Суда". А если ты спросишь в чём причина этому, ведь Творец сотворил мир ради Хеседа, то ответ такой: "Он увидел, что не сможет мир так просуществовать"-- в этом и проявилось особое Милосердие Б-га, сотворившего мир мерой Суда и Милосердия вместе. "Меор Эйнаим" говорит, что этот принцип действует и сегодня, для нас с вами. Прежде, чем одарить человека благом, Всевышний посылает ему вначале Свой Суд, чтобы эти трудности и испытания изменили человека и создали те границы, в рамках которых может проявиться потом Его милосердие. Поэтому, говорит Мишна, человек обязан благословлять за беду так же, как  за благо, -- с радостным сердцем. Эта беда -- тоже величайшая милость Творца, за которую нужно благодарить Его с той же радостью, как и за хорошие известия. Чем больше Хесед, который Б-г хочет послать человеку, тем больше и цимцум, ограничение, Суд, которые должны ему предшествовать. Если человек верит в это, он будет благодарить за любую беду с радостью. За трудностями обычно следуют радости и милосердие, а если мы почему-то этого не видим, значит те Суды, которые приходили к нам, имели целью искупить и очистить наши грехи и тем самым подготовить к Миру Грядущему, а это, само по себе, величайшее благо. Так принцип Сотворения Мира проявляется в жизни каждого из нас.

            "…. Ноах был человек праведный, непорочный в поколениях своих". Раши пишет, что есть те, кто понимают эту фразу как похвалу Ноаху: если бы он жил в поколениях праведников, то был бы ещё большим цадиком. А есть те, кто видит в этих словах упрёк: Ноах выглядел праведником в своё время, но во времена Авраама, он ничего бы из себя не представлял на его уровне, поэтому и сказано "в поколениях своих". Нужно понять, зачем видеть в этой фразе упрёк, когда можно видеть похвалу? И ещё, ведь сама Тора называет Ноаха совершенным праведником, как же после этого можно искать в его праведности изъяны? "Меор Эйнаим" объясняет, что, когда цадик наставляет своё поколение и его не слушают, всё хорошее и святое, что у них было, он забирает себе.  Магид из Межерич זצק''ל זי''ע объяснял это так. Как и свойство речи "дибур", так и свойство слуха и понимания «шмия» – это силы духовные. Речь – это выражение десятой ступени, качества Малхут, а понимание – это сила ещё более высокого уровня. Когда люди не хотят пользоваться своим пониманием, не хотят слышать то, что им говорят, сила речи возвращается к цадику вместе с выделенной им силой понимания, которой они не воспользовались. В этом смысл мнения тех, кто видел в этой фразе Торы упрёк Ноаху: в его праведности была доля, перешедшая к нему от нечестивых современников, которые остались глухи к его просьбам, наставлениям и урокам.

            "… С Б-гом ходил Ноах". Раши обращает внимание на то, что про Авраама сказано: «ходил перед Б-гом". Разница в том, что Ноах нуждался в постоянной опоре, а Авраам шёл в своей праведности сам, без помощи Свыше. Объясняет "Меор Эйнаим", что всё зависит от "пробуждения снизу". Когда мы, евреи, пробуждаемся внизу в нашем стремлении прилепиться к Творцу, это пробуждает Его желание одарить нас благом, и Он спускает нам в ответ Своё благословение, милосердие, жизнь и мир. Для того, чтобы так происходило, создан мир. Но если этого не происходит, не дай Б-г, мы "спим" и не делаем шаги Ему навстречу, Всевышний вынужден будить нас Сам, и всё происходит без усилий с нашей стороны. Это то, что сказано про Ноаха. Ноах не "пробуждался" сам, поэтому Всевышний, желая сохранить мир, должен был "будить" его Сверху. Тогда и в Ноахе пробуждалось ответное стремление прилепиться к Б-гу, он делал шаги Ему навстречу и в ответ  получал благословение, помощь и поддержку. Это и есть та "опора", в которой он нуждался. А наш отец Авраам в любых условиях мог "пробуждаться" сам, шёл по жизни "перед Б-гом" и в Его подпоре не нуждался.

Рассказы о праведниках

            Однажды к Шполе зейде, рабби Арье Лейбу, дедушке из Шполы זצק''ל, זי''ע, пришёл молодой аврех и попросил наставления. Он сказал, что, к сожалению, у него нет возможности приезжать к Ребе, поэтому он просит  совета, какие книги по Мусару, этике ему учить, чтобы он мог продвигаться и совершенствовать себя. В ответ он услышал следующую притчу. Сотворив мир, Всевышний создал и Йецер Ара, злое начало человека. Но в начале у него не было работы, люди хотели грешить сами и в уговорах не нуждались. Слонялся бедный Йецер по миру без дела и вопрошал Всевышнего зачем он создан, ему нечего делать. Наконец появился Авраам, и Йецер решил, что настало его время, и пошёл к нему домой. Увидев гостя, Авраам с распростёртыми объятиями бросился к нему: "Дорогой, как хорошо, что ты пришёл, заходи, гостем будешь!". Он усадил гостя за стол и принялся кормить вкусными блюдами. Йецер ел и ел, рот у него был полон и ни слова он сказать не сумел, так и ушёл ни с чем. Когда появился в мире Ицхак, Йецер решил попытаться опять. Но к нему в дом он уже шёл во всеоружии, твёрдо решив не дать отвлечь себя вкусной едой, и, войдя, сразу начал говорить. Но Ицхак был человеком гвуры, когда он услышал первые слова, тут же набросился на Йецера с кулаками, побил и выбросил за дверь. К Якову Йецер  пошёл, учитывая весь опыт, вооружённый и кулаками, и острым языком -- такого не побьёшь и не переубедишь. Но Яков был человеком простодушным и прямым в своей простой вере. Никакие доводы на него не действовали, он их просто не понимал, отвечал не в попад, повторял из раза в раз одно и то же. Остроту мысли и дар красноречия Йецера он оценить не смог. Так и ушёл тот ни с чем. "Мы видим, - сказал дедушка, - что оружие, которое помогало против злого начала когда-то, не помогает новому поколению. Йецер учится на неудачах. Значит, и мы не можем просто учить книги, написанные когда-то, -- советы, которые в них приводятся, Йецер уже знает. Необходимо ездить к цадику, к тому, кто действительно преуспел в этой борьбе, чтобы каждый раз получать новый совет -- тот, который применим и актуален для тебя сегодня".

                                                                                    Агит Шабос,   Яков Доктор.

                         Еврейский Центр "Шма Исраэль", матнас Мигдаль аМаим, Бейт Шемеш.

 

Теги: Недельная глава