Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ки таво

Отложить Отложено

            В двух местах в Торе нам обещаны благословения за соблюдение Союза с Б-гом и проклятия за предательство этого Союза. Это недельная глава "Бехукотай" в конце Книги Ваикра и наша глава "Таво" в Книге Дварим. Рамбан пишет, что проклятия главы "Бехукотай" и проклятия главы "Таво" говорят о разных событиях. Можно ясно видеть, что несчастья, описанные в Книге Ваикра, произошли во время Катастрофы разрушения Первого Храма. Поэтому Тора пишет, что Земля Израиля восполнит свои субботы, то есть восполнит те седьмые годы, которые евреи не соблюдали, живя в Эрец Исроэль. За семьдесят лет вавилонского пленения, когда евреи были в изгнании, этот счёт был закрыт. Несчастья, предсказанные в нашей сегодняшней главе, сбылись во времена разрушения Второго Храма. Народом, языка которого мы не знали, и который Всевышний обещал поднять на нас, был Рим. Царь, «которого ты поставишь над собой», тот, что будет уведён в плен, это последний еврейский царь Агрипос. Возможно отнести эти слова и к событиям более ранним, когда римский военачальник арестовал претендента на престол в Иерусалиме Аристобула и увёл его в плен, закованным в кандалы.  "И поднимет Г-сподь на тебя народ из далека" – речь идёт о гигантской армии, которую привели  Веспасиан и Тит, завершившей разрушение Храма и Иерусалима.  Именно тогда сбылись ужасные предсказания о голоде и людоедстве, как мы знаем из исторических источников. Проклятие на урожай, приплод скота и материальный достаток относится только ко времени нашего пребывания на Земле Израиля, пишет Рамбан. В изгнании, за границей, наоборот, нас будет сопровождать благословение и материальное благополучие, знаменующие  обещание Всевышнего сохранить наш народ. Там мы будем страдать от постоянных притеснений и издевательств народов мира, и это особое благословение просто необходимо. Из всего этого мы можем сделать для себя важный вывод: все проклятия, описанные в Торе, уже сбылись, а вот многие обещания  и благословения, как пишет Рамбан, ещё не осуществились.  Они ждут нас, если мы сделаем тшуву и будем искренне стремиться исполнять волю Всевышнего.

            Мы благословляем Всевышнего "строящий Иерусалим". Почему "строящий" -- в настоящем времени, -- а не Тот, Кто построит в будущем? Рабби  Нафтули из Ропшиц זצק''ל, זי''ע  в своей книге  "Зера койдеш" пишет, что Всевышний и  сегодня строит Иерусалим и Храм. Каждый день нашей службы Б-гу прибавляет один кирпич, а иногда и целый ряд в это строительство. Он пишет, что слышал от Ребе рабби Элимелеха из Лиженска זצק''ל, זי''ע, что однажды во время "алият нешама" – "поднятия души"-- он увидел, что на Небесах несут сосуды Храма. Он спросил, куда их несут, и ему ответили, что это сосуды, которые он, рабби Элимелех, освободил своей службой Б-гу. В другой раз он рассказал, что недавно рухнуло гигантское здание нечистоты. Тысячи строителей бросились энергично его восстанавливать. Но всё, что они успевают построить, тут же валится: когда ученик рабби Элимелеха, рабби Яков Ицхак Хойзе из Люблина זצק''ל, זי''ע  молится Минху, Из этого, пишет рабби Нафтули, я понял, что существует антипод Иерусалиму и Храму. Его состояние зависит от степени возвышения Храма. Своей службой мы разрушаем это гигантское здание скверны.

            Молитва – это одна из основ, на которых стоит мир. Рабби Хаим Виталь זצק''ל, זי''ע, ученик Аризаля, пишет, что сейчас, в период "иквита демищиха", буквально "пяток Мошиаха", основной тикун делает не изучение Торы, как это было раньше, во времена танаим и амораим, а служба молитвы. Это сказано в целом ряде хасидских книг, об этом много говорили Баал Шем Тов и его ученики: именно  молитве прежде всего они учили евреев. Эта идея стала одним из основных предметов спора с противниками движения хасидизма. Но со временем жизнь всё расставила по местам. Рабби Аврум, Магид из Триска זצק''ל, זי''ע,  в своей книге "Маген Аврум" пишет, что этот спор относится к глубочайшим тайнам Кабалы,  чего он касаться не хочет. Ясно одно -- по-настоящему молиться  тяжелее, чем учить Тору. В большинстве случаев задача того, кто учит Тору, понять написанное.  Задача того, кто молится, сложнее .Во время молитвы еврей должен знать перед Кем он говорит,что он говорит и чувствовать то, что он  говорит. А это очень нелегко. Что можно посоветовать тому, кто хочет работать над своей молитвой?  Есть целый ряд советов,вот лишь несколько из них.. К молитве нужно готовиться, настраивать себя на важную встречу с Творцом. Так охарактеризовал нам нового Рахмистривского Ребе שליט''א близко знающий его человек: в любое время суток, чем бы он ни был занят, он никогда не бывает «после молитвы», он всегда находится перед молитвой, перед Шахарис, перед Минхой или перед Мааривом. Непосредственно перед молитвой нужно поучить Тору, это помогает  настроить мысли. Очень полезно каждый день ходить в микву. Время от времени менять обстановку, ездить по святым еврейским местам, стараться молиться в миньяне с теми, кто ищет хорошей молитвы, а не просто прочитывает слова из сидура  и убегает по делам. И главное, как и во всём, просить у Б-га помощи в хорошей молитве. Работать над своей молитвой – это тяжёлый труд, но он полностью вознаграждается Творцом. Хорошая молитва – это колоссальное удовольствие, с которым не сравнится ничто в мире, ощущение особой близости к Всевышнему, восторг и окрылённость. Это счастье, ради которого не жалко никаких усилий, это само по себе настоящая награда. И это подтвердит вам каждый, испытавший это, в том числе и я.

            Порядок молитвы, записанный в сидуре, тщательно продуман. Четыре части молитвы Шахарис соответствуют четырём мирам: Асия, Ецира, Брия и Ациоут, так поэтапно наша молитва поднимается Наверх. Поэтому каждый, кто умеет пользоваться сидуром, если он хочет, чтобы молитва достигала цели, должен произносить всю молитву полностью от начала до конца, не пропуская ничего. Это относится и к молитве Минха, которая начинается не с "Ашрей", а с порядка жертвоприношений.

           

            В течение года каждый день в Лиженск приезжали множество евреев, чтобы попасть к рабби Элимелеху и получить у него совет и благословение. Но с начала месяца Элул и до Йом Кипура всё менялось. Ребе не принимал никого, большую часть дня проводил в своей комнате, готовясь к предстоящим Грозным Дням. Попасть к нему в это время можно было только в самом крайнем случае, когда речь шла о жизни и смерти человека.

            У одного состоятельного еврея из хасидов рабби Элимелеха случилась беда. Его сын сошёл с ума, спаси нас от такого Б-г. Он был больным буйным, бросался на людей, и отцу пришлось нанять особых сторожей, которые связывали его и охраняли, чтобы он не навредил себе и другим. Ни молитвы, ни лечения не помогли, и несчастному отцу пришлось отправиться в длинный путь к Ребе в качестве последней надежды. Было это как раз в Элул. Уже возле Лиженска, на последней остановке перед городом, к ним подошёл нищий и попросил подаяние. "Папа, да ему золотой", - неожиданно попросил сын. Отец  был просто поражён, ведь уже много месяцев он не слышал от сына человеческой речи, а только крики и рычания. Он дал бедняку монету, и тот спросил, куда они едут. Выслушав ответ, он сказал, что к Ребе им ехать больше не надо, юноша уже выздоровел. И действительно, его лицо изменилось и стало ясно, что болезнь ушла. Но отец заупрямился,:: как так, проделать длинный путь и не  увидеть Ребе?! Он поехал в город и заплатил немалые деньги габаим, чтобы его в качестве исключения пустили в комнату к Ребе. Войдя, он первым делом положил на стол увесистый кошелёк. "Ай, яй, яй, -- сказал Ребе, -- Мейлеху ты даёшь столько, а Элияу дал только одну монету. Для чего ты пришёл, ведь твой сын уже выздоровел? Я специально послал к тебе Элияу, чтобы он помог тебе, и ты не отвлекал меня в эти дни…".

                       

Агит шабос.   Кэтива вехатима  това.      

     Яков Доктор.

Теги: Недельная глава