Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ахарей мот, Кдошим

Отложить Отложено

"И говорил Г-сподь к Моше, говоря: "говори со всей общиной сынов Израиля, и скажи им "будьте святы, так как свят Я, Г-сподь, Б-г ваш". Это один из случаев, где обычный порядок передачи Торы был нарушен. Всевышний велит Моше передавать эту мицву не так, как все остальные, а собрать весь народ и сказать её всем вместе. Почему? Мицва "будьте святы" – это не просто ещё одна заповедь, это основа, на которой стоит вся Тора, весь смысл нашего союза с Всевышним. Ещё на Синае нам было обещано, что мы станем "царством священников и народом святым", в этом вся суть еврейского народа. Мы не можем, подобно другим, просто делать некоторые действия и воздерживаться от запрещённого для того, чтобы Б-г не наказывал, а помогал, а дальше, что называется, "оставьте меня в покое", "дайте спокойно жить" – расслабиться и мирно служить своим инстинктам и страстям. Нам уготовлена совершенно другая роль. "… Будьте святы, так как свят Я, Г-сподь, Б-г ваш" – мы в этом мире иностранцы, послы "другой державы", посланники Всевышнего. Нашей Б-жественной душе дано материальное тело, похожее на тела других, теже силы, потребности и слабости, что и у других, для того, чтобы мы могли здесь жить, говорить на "местном языке" и выполнять свою работу – освящать мир материи и сокрытия, придавать ему духовность, гармонию, красоту, благородство и мудрость, как говорит Мидраш "строить Всевышнему дворец в нижнем мире". Но ни в коем случае нам нельзя стать такими как все. В этом принципе вся суть Торы, наше предназначение и наша настоящая природа.

            Что значит "будьте святы", чем это достигается? Об этом мы находим интересный спор между Раши и Рамбаном. Объясняет Раши, что "будьте святы" означает "будьте отделены" от запретных связей и других запретов, везде, где мы находим в Торе ограничение в запретной связи, мы находим упоминание о святости. Ведь слово "святой", "кадош" означает на святом языке отделённый, с особыми свойствами. Чем больше ограничений, тем особенней природа человека. Например: святость еврея больше, чем у нееврея, ему запрещено больше. У коена ещё больше запретов, его святость ещё больше. Первосвященнику запрещено ещё больше, его святость выше. Сами Законы Торы придают нам особую природу, позволяющую выполнить наше предназначение в мире. Рамбан возражает, что можно не нарушить ни один запрет и быть настоящим злодеем, скотом на двух ногах. Целый день жрать кашерное мясо, упиваться кашерным вином, следовать всем страстям и инстинктам и ничего формально не нарушать, быть "подлецом с позволения Торы". Поэтому "будьте святы", по Рамбану, проявляется в другом: в области разрешённого, где нет никаких запретов и правил, делай, как ты понимаешь. В том, как человек живёт в этой области, что, как и сколько он ест, как и для чего работает, как у него семейная жизнь, как он отдыхает – именно в этом проявляется святость, "освяти себя в том, что тебе разрешено". Об этом принципе Рамбана много говорится в хасидских книгах. Еврей является евреем не только в ешиве и синагоге. Наша задача освятить именно область разрешённого, раскрыть и показать, что весь этот мир – это мир Всевышнего, "подножие Престола Его Славы". Любая наша удача в этом доставляет особую радость Б-гу, возращает ему "искры святости зароненные в клипе". Объясняет книга Тания, что слово "разрешённое" – "мутар" происходит от глагола "леатир" – "освободить". Это всё то, что можно освободить из плена нечистоты и присоединить к святости. Слово "запрет" – "асур" происходит от слова "узник" – "асир". Это те области, которые настолько в плену у нечистоты, что освобождению не подлежат. Поэтому Тора запрещает нам иметь с этим дело.

            Каждая мицва – это частица Б-жественного, Его "территория" в этом мире. Выполняя мицву, мы соединяемся с Ним Самим. Слово мицва מצוה состоит из четырёх букв. Последние буквы וה – это две последние буквы Четырёхбуквенного Имени. Первые две соответствуют буквам Йуд и hей по системе замены א – ת, ב- ש. Таким образом, слово мицва – это четыре буквы Имени Всвышнего: два в скрытом виде, а два в открытом. В каждой мицве есть две части: "душа" и "тело". Внешняя форма "тело" одинакова для всех и открыта. Внутренняя "душа" – это кавана каждого в мицве. Это скрыто от глаза и индивидуально.

*****

            В этом месяце 26 Ияра юрцайт знаменитого праведника нашего времени, чудотворца рабби Шлойме из Звиля . Потомок святого Магида из Златчева . Был Ребе тысяч евреев в городе Звиль или Задвиль, сегодня Новгород Волынский на Украине. Под его руководством община благополучно пережила революцию и гражданскую войну. Самоотверженно, рискуя жизнью, поддерживал еврейство в условиях советской власти. Но, в конце концов в двадцатых годах ему пришлось эмигрировать. Приехав в Иерусалим, скрыл себя. Более десяти лет никто не знал кто этот еврей из Звиля. В конце концов, его узнали, и ему пришлось открыться. Каждый день десятки людей обращались к нему с просьбами вылечить, спасти, подсказать. Знаменитые раввины, как например, Хазон Иш זצ''ל посылали к нему людей с просьбой их вылечить. Видел вещи скрытые, мог, например, пообещать, что ребёнок выздоровеет если его отец перестанет пренебрегать мицвой Авдала, и будет делать её дома, а не послушав в синагоге убегать по своим делам. Каждый день ходил на Котель, молиться за других. Никакие арабские волнения или стрельба не могли ему помешать. Тем, кто хотел идти тоже, но боялся, говорил держаться за его гартл, и идти вместе с ним. По свидетельствам, иногда шляпа была пробита арабскими пулями, но все приходили назад целыми и невредимыми. Мог своим взглядом нейтрализовать арабского погромщика, который занёс руку с камнем и застыл неподвижно. По рассказам жителей Ирушалаима, даже, когда в городе на Суккот шёл дождь, у него в сукке дождя не было. Раб Шломке, как его с любовью называли евреи, отличался удивительным гостеприимством. У него дома постоянно жили и ели какие-то люди, иногда жили даже несколько лет. В голодные военные годы обходил весь город, чтоб удовлетворить прихоть очередного гостя и дать ему варенье. Некоторые гости чувствовали себя у него просто как дома. Например, когда хотели пристроить к дому флигель, чтобы устроить там миньян для Ребе, женщина, проживающая постоянно в его доме, воспротивилась, говоря, что ей будет мешать шум. И Ребе сказал, что она права. На вопросы часто отвечал в микве. Габай читал записку, Ребе погружался в воду, и, вынырнув, давал ответ. Однажды в микве на него, старого больного человека напал какой-то еврей. Он кричал, ругался и хотел его побить. Еле-еле люди защитили Ребе и выталкали скандалиста. После этого реб Шломке сказал габаю, что так кричать может только тот, у кого очень тяжело на душе. Наверное, у него очень большие долги и нет денег. Он вручил габаю деньги, велел найти этого еврея, выяснить так ли это, и если так, дать ему денег. Ребе оказался прав, так оно и было.

Агит Шабос

Яков Доктор

Теги не заданы