Поиск
Рав Яков Доктор
Рав Яков Доктор

Кавана

26.02.2013 13:35

Известно, что сила наших молитв и благословений зависит от каваны. Чем больше сердца мы вкладываем в слова, которые произносим перед нашим Творцом, тем их сила больше и они принимаемы на Небесах с большей благосклонностью.

            Но сегодня мы поговорим о другой каване – интеллектуальной. Еврей во время молитвы и благословения  должен ясно понимать перед Кем он говорит и что именно он говорит. Каванот – то есть мысли, которые должны возникать при произнесении святых слов существуют у каждого слова в сидуре. Умение их "включить", а также знание, что конкретно нужно подумать в каждом слове зависит от нашего духовного уровня и знаний Кабалы. Но существуют каванот обязательные для каждого, которые устанавливает Шулхан Арух (סימן ה'). Он говорит, что при произнесении благословения необходимо иметь в виду непосредственный смысл слов, то есть произносить их осмысленно, а не просто по привычке и бездумно. При произнесении Святых Имен Всевышнего, необходима отдельная кавана для того, как они написаны и для того, как произносятся. Читая Четырёхбуквенное Имя нужно подумать о его написании, которое не произносится, которое означает "Был, Есть и Будет", и о его прочтении, означающем "Господин всего". При произнесении Имени "Эло-ким" нужно подумать, что Он "Всемогущий и Всесильный, Повелитель и Господин всех сил".

            Чтобы помочь молящемуся с каваной, в сефардских сидурах возле каждого Имени Всевышнего печатают Его кавану из Шулхан Аруха, а также  кавану общую, главную цель всего нашего служения – соединение Святого Благословенного (Кудша брих hу) и Его Шхины. Внутри последней буквы (ה) Четырёхбуквенного Имени печатают Имя Аднут, а затем печатают "цируф" – соединение четырёх букв непроизносимого Имени и четырёх букв имени Аднут. Дальше стоит кавана Шулхан Аруха, а после Имени "Эло-ким" Его кавана из Шулхан Аруха.

            Исторически так сложилось, что в ашкеназских сидурах никаких каванот не печатают. Возможно, в своё время это было связано с экономией места, книгопечатанье когда-то было очень дорогим и сложным делом. Кроме того святые книги, которые вышли из употребления необходимо отправлять в гнизу, правило, которое, к сожалению, не всегда соблюдается, поэтому издатели предпочитали Четырёхбуквенное Непроизносимое Имя не печатать вообще, а вместо него печатали просто две буквы "йуд". В последнее время вышло несколько ашкеназских сидуров, где напечатаны Имена вместе с их каванот, так как и в сефардских.

            Каждый, кто молится, знает, что молиться с каваной – это тяжёлая работа, далеко не всегда это получается. Тем не менее, Шулхан арух устанавливает, что есть каванот, обязательные для всех. Чтобы помочь в этом вопросе гаон рабби Аврум из Бучач זצק''ל предлагает следующий совет. Каждый день утром до начала первого благословения произнести следующую декларацию. (В последнее время её стали печатать в сидуре, привожу русский перевод). "Начиная с этого момента я буду иметь в виду, что каждая деталь моих действий, слов и мыслей в течение всего сегодняшнего дня до завтра в это время будет направлена на соединение Святого Благословенного (Кдуша брих hу) и Его Шхины от имени всего Израиля для того, чтобы склонить чашу весов моих и всего народа сынов Израиля и всего мира в сторону заслуг! Начиная с этого момента, до завтра в это время, я буду иметь в виду, что каждый раз, когда я употреблю Святое Имя hавае (Четырёхбуквенное Непроизносимое), это будет означать Его написание – "Был, Есть и Будет", а также Его произнесение Аднут – "Господин всего". А, когда я употреблю Его Имя Эло-ким, это значит, что Он Всемогущий и Всесильный, Повелитель всех сил, Причина всех причин". Этот совет не помогает при произнесении первой фразы Шма Исроэль, где нужна особая кавана.

            В заключении, мне хотелось бы пожелать то лучшее, что можно вообще пожелать другому – пусть Всевышний Благословенный примет благосклонно все наши молитвы!

Теги: Молитва
Комментарии: 24
Нравится!
Поделиться ссылкой:
gt6989b 26-02-2013 22:28:12
Я слышал, что можно вложить тот же смысл в первые строфы Адон Олам, который тоже говорится в самом начале утренней молитвы.
yadoctor 27-02-2013 23:33:52
Возможно, но с точки зрения Закона проблему это не решает. Шулхан Арух требует чётко определённой каваны. Совет гаона из Бучач это боьшое подспорье.
aaaa 27-02-2013 09:18:51
спасибо большое за статью. никогда не понимал, почему ашкеназим не печатают Имя, а только двойной йуд. это очень неудобно и снижает ценность сиддура. если использовать логику, то Имя пишут как двойной йуд или через чёрточку в несвятых текстах. однако сиддур - что ни на есть святой инструмент. интересно, что в старых сиддурах столетней давности Имя печаталось полностью (Сиддур Тора Ор).
yadoctor 27-02-2013 23:44:00
Знаете, в разное время требования предъявляемые к сидуру были разные. От моего деда ז''ל мне досталось в наследство несколько старых сидуров. Старейший из них середины 19 века явно составлен по принципу, что нужно печатать только очень редкие молитвы: агада на Песах, мусаф Рош Ашана и так далее. Всё остальное евреи просто знали наизусть и молились по памяти. Когда я начинал ходить в синагогу, наиболее распространённым сидуром был Ор Амеир. Он был очень тонким, молитва Амида там была написана только один раз, и в каждой молитве его надо было перелистывать в разные стороны.
Сегодня печатание книг стало дешёвым делом и с каждым разом новые сидуры становятся все более "толстыми". Есть возможность для роскоши и в этой области, борух Ашем.
aaaa 03-03-2013 13:18:15
извините за назойливость, но предположение о том, что печатают двойной йуд вместо Имени вследствие "экономии места" при книгопечатании - "не канает".
мой довод номер раз: ведь Хумаш печатали и печатают ВСЕГДА с Именем, как раньше, так и сейчас.
довод два: разве сфарадим раньше были богаче, чем ашкеназим печатая Имя ВСЕГДА?
три: с Именем красивее и удобнее.
yadoctor 04-03-2013 14:58:47
Первое: я не уверен, что Хумаш печатали всегда с полным написанием Имени. Второе: интересно, что и синагоги у сфарадим гараздо более раскошные, чем у ашкеназим. Третье: совершенно согласен, стоит дать прочитать это издателям книг.
yadoctor 04-03-2013 15:40:49
Только что я посмотрел в Хумаш, который есть у меня дома. Он совсем не древний, я его купил 20 лет тому назад. Там тоже Имя Всевышнего напечатанно как два Йуд.
aaaa 04-03-2013 17:29:30
в нашей синагоге Хумаш 1896-го года, отпечатанный ещё в царской россии (там проставлено клеймо "одобрено цензурой"), так вот там Имя полное.

в этом-то и вопрос: что случилось с печатниками после? почему они решили править сиддур? что за тенденция?
yadoctor 06-03-2013 23:02:28
Ничего больше того, что я написал добавить не могу. Будем надеяться, что скоро всё это станет только историей.
Oleg116RUS 28-02-2013 19:33:48
"При произнесении Имени "Эло-ким" нужно подумать, что Он "Всемогущий и Всесильный, Повелитель и Господин всех сил" - То есть, молящийся, одномоментно с произносимым вслух должен мысленно произносить ещё какие-то слова, совершенно отличающиеся от тех слов, что читаются вслух? Одномоментно? Вы, рав Доктор, сами пробовали, так делать? Получилось?
yadoctor 28-02-2013 23:22:57
Это не так сложно как кажется. Имя произносят медленно, если кавану не успел прочитать за время произнесения слова, новое не начинают. В этой работе очень может помочь сидур или текст отдельных брахот с напечатанными каванот. Нужно просто спокойно читать, и то, что вслух, и то, что про себя.
Oleg116RUS 04-03-2013 10:01:19
А, для чего такая практика молитвы, когда слова молитвы, произнесённые вслух, дополняются словами мысленной речи, причём произносимыми одновременно с теми словами, что произносятся вслух? Может быть, объединение устной и мысленной речи помогает развивать какие-то психические процессы, например, силу глубину мышления, или же, развивает способность говорить вслух, не сбиваясь, внятно?
yadoctor 04-03-2013 15:13:11
Все это верно, но, как мне кажется, это не главное. " Тфила бли кавана ки гуф бли нешама"-- молитва без каваны- как тело без души, -говорят наши мудрецы.В нашем служении Б-гу есть сторона внешняя, общяя и одинаковая для всех евреев и личное- содержание, вкладываемое в то, что мы говорим и делаем. В этой статье речь шла о только о основах каваны интелектуальной, но существует еще целый мир каваны сердца, чуств и эмоций, вкладываемых в служение.
Oleg116RUS 04-03-2013 19:28:42
спасибо
Yehuda69 28-02-2013 21:50:33
Всемогущий и Всесильный, Повелитель всех сил, Причина всех причин - как это называют на иврите? Другие каванос указаны в Мишна Берура Беур Алаха, а вот эти - нет. Спасибо.
yadoctor 28-02-2013 23:38:47
Посмотрите в сидуре, в начале совет гаона из Бучач там напечатан. На иврите:Такиф,Убааль аяхолет, Убааль акохот кулям,Илат аилот, Весибат асибот.
Yehuda69 06-03-2013 21:06:26
Но не возможно все это перечислить за кетох кдей дибур, т.е. за время необходимое сказать "шалом алеха раби". Еще вы перевели 4 каваны а на иврите их 5. Так что делать?
yadoctor 06-03-2013 23:10:18
Время тох кдей дибур не нужно. Пока человек занят произнесением Имени со всеми каванот, он к следующему слову не приступает. А каванот о которых я говорил в этой статье, это ещё не всё - каждое благословение молитвы Амида связано с определённой мидой, которая выражается различной огласовкой непроизносимого четырёхбуквенного Имени. Есть сидуры, где проставлены и эти огласовки тоже. Есть сидуры с кабалистическими каванот. В них одному слову молитвы может быть уделена целая страница каванот. Пока человек не закончит данное слово, дальше двигаться не нужно.
Yehuda69 07-03-2013 21:39:02
Спасибо.
А почему почти каждая браха начинается упоминанием обоих имен 4х-буквенного и Эло-им, а заканчивается только упоминанием 4-буквенного, совсем как в Шема Йисроэйль?
yadoctor 10-03-2013 16:40:43
В благословениях, установленных нашими мудрецами есть сама браха. а есть ее хатима- завершение, в краткой форме повторяющая всю мысль. В хатиме и Имя и сама просьба упомянуты кратко. В такой форме есть свои тайны. Об этом предупреждает нас Мишна в Брахот, которая говорит, что эту форму ни в коем случае нельзя изменять.
rukhiich 01-03-2013 15:57:00
Рав Доктор, спасибо за поучительную статью.
Насколько мне известно, есть сидур "Йесод малхут" нусах ашкеназ, где Имя выделено как в сефардских сидурах.
Насчет двух юдов в старых сидурах, есть совет представлять, что первый юд - это первая буква Имени "Юд-Кей-Вав-Кей", а второй - последняя буква Имени "Аднут". Помогает каване!
Гут шаббес!
Kolodetzky 02-03-2013 19:27:31
О, у меня есть тоже древний сидур, с шмонеэсре только на шахрис. Не задумывался, что это было столь дорого в печати, дополнительно 6-7 листиков и пара капель чернил на повтор на минху и маарив... Спасибо за гирсу на счет того, что знали наизусть - это да! Соглашусь, деды - он знали.
svolf 10-04-2013 14:15:49
Кстати, интересно:вы пишете, что "при произнесении Имени "Эло-ким" нужно подумать, что Он "Всемогущий и Всесильный, Повелитель и Господин всех сил". А при склонение этого имени по лицам(т.е. мой, наш и тд), кавана тоже должна склоняться ?
yadoctor 12-04-2013 13:43:01
При склонении кавана не меняется.
Оставить комментарий
Отчет об отправке
Наши страницы в соцсетях:
Facebook | ВКонтакте | ЖЖ | Twitter
Магазин еврейской книги
Просьба молиться
Еврейский календарь
Радио Толдот — в эфире!
Кадиш и ЙорЦайт
Еврейские знакомства
Вопрос раввину
Семейная консультация
Приложения для iOS Толдот.ру Сидур ТаНаХ
Приложения для Android Толдот.ру Сидур

телефон: (972)-25-400-005
факс: (972)-25-400-946
имейл: info@toldot.ru
Toldos Yeshurun
PO Box 23156
Jerusalem 9123101
Israel
© 5762—5775 «Толдот Йешурун»
Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru после каждого процитированного материала
Статкаунтер:

просмотров
Facebook | ВКонтакте | ЖЖ | Twitter | Google+