Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В преддверии девятого ава

Отложить Отложено

Я уже подготовила продолжение «истории одной песни» и почти собралась поставить ее на сайт, но… хотя там смешного мало, как-то все эти посторонние заметки не вяжутся с атмосферой преддверья девятого ава. С другой стороны писать про девятое ава я тоже в последнее время как-то не могу. Это раньше, несколько лет тому назад я могла написать (правда, было это в связи с 17-м тамузом):

Еда – неотъемлемая часть жизни и, соответственно, неотъемлемая часть иудаизма. Ведь, как справедливо говорится, «иудаизм – не религия, а стиль жизни». А чтобы быть по-настоящему «стильным», необходимо соблюдать не только внешнюю «стильность», но и стараться воплотить свой «стиль» во все аспекты повседневной жизни.

Вот почему столы на еврейские праздники – ломятся от традиционных и просто вкусных блюд (как говорится в наших источниках – «нет радости без мяса и вина!»). Вот почему еврейские женщины уделяют такое значение субботнему меню. Вот почему вопросы кашрута занимают центральное место среди многочисленных еврейских заповедей. И вот почему народный траур отмечается у евреев постом. Причем под термином «пост» мы имеем в виду не замену сливочного масла растительным (т. наз. «постным») и тому подобных ограничений, а полный отказ от пищи (и еды, и питья) с утра до выхода первых звезд.

И таких дней народного траура у нас пять. Прежде всего – пост девятого ава (продолжающийся даже не с утра до вечера, а около 25 часов), день разрушения и Первого, и Второго Храма, а также дюжины других трагедий. А, кроме того, пост Гедальи, пост десятого тевета, пост Эстер и сегодняшний пост семнадцатого таммуза.

Когда меня пытались убедить, что главная цель еврейских постов  –  привести нас к солидарности с многовековой скорбью еврейского народа,  к мужеству осознать и оценить ошибки, которые привели нас к национальной катастрофе и к раскаянью за свои личные поступки, то эти слова звучали очень искренне и убедительно, но для меня лично всегда оказывались весьма сомнительными на практике. Попробуй-ка сосредоточься на высоких мыслях на пустой желудок, когда все твои мысли – исключительно о еде, и вместо того, чтобы ощутить эфимерные страдания души, ты ощущаешь явные страдания желудка!

И вдруг – озарение! Да ведь одно то, что мы настолько потеряли связь поколений, что наши души очерствели настолько, что национальный траур мы едва воспринимаем разумом, но уже почти никак не сердцем – достаточная причина для нашего личного траура! Мы дошли до того, что забыли, что именно нам надо помнить. Помнить – чтобы выжить! Выжить как народ в целом, и каждый – как личность! И это забвение – не достаточная причина для скорби?

Что касается страданий желудка, то они достаточно красочно могут продемонстрировать каждому из нас неощутимые страдания души, которую мы упорно лишаем подобающей ей «пищи». И есть ли более наглядный пример и повод для раскаяния, чем размышления на тему «едим ли мы, чтобы жить, или живем, чтобы есть»? И временный отказ от пищи материальной и все неудобства, связанные с этим, предоставляют достаточную пищу для размышлений каждому из нас!

Но сегодня, точнее уже несколько последних лет меня неоднократно просили избегать философии и морализаторства в женском блоге у меня совсем другой настрой в преддверии девятого ава. Теперь я просто не могу себе даже представить, что девятого ава нам придется поститься, что Машиах не придет вот прямо сейчас. Вся моя жизнь превратилась в череду сладостного ожидания и уверенности, что вот мы уже на пороге, а в эти три недели она становится особенно ощутимой.

Полтора года тому назад я прочитала высказывание одного хасидского адмора (есть у меня такая серьезная проблема – я, к сожалению, не всегда запоминаю точные источники) на слова «коль родфея исигуа бейн а-мецарим». Стандартная фраза, да? Стандартный (примерно) перевод «все ее преследователи (имеется в виду, конечно же, преследователи еврейского народа) поймали (дословно: достигли) ее между теснин». И очень часто поясняют, что «между теснин», «бейн амецарим» - это нелегкие дни от 17 тамуза до 9 ава.

Однако тот адмор указал на еще один важнейший аспект. Именно в эти дни, дни максимального сокрытия, «все Ее преследователи» - все, кто, действительно, желает прилепиться к Шехине, почувствовать близость к Всевышнему – имеют все шансы достигнуть своей цели в «бейн амецарим», когда ничто нас не отвлекает – ни музыка, ни посторонняя радость, ни погоня за обновками – и мы можем позволить себе сосредоточиться на нашем главном стремлении.

И тут мне хочется пожелать всем и каждому скорейшего исполнения пророчества Захарии: "Пост четвертого (месяца =таммуз), пост пятого (месяца=ав), и пост седьмого (месяца=тишрей, пост Гедалии), и пост десятого (месяца=тевет) будут у дома Йеуды днями веселья, радости и праздников. Истину и мир возлюбите».

 

Теги: статьи, еврейские даты