Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Угробить злодея

Отложить Отложено

Воровать нельзя. А у вора?

Обижать нельзя. А если обидеть наглеца, который успел всех обидеть?

Кричать благим матом на людей не следует. А если дать звуковой отпор заядлому крикуну?

Куча вопросов. Почему мы должны вести себя интеллигентно и даже праведно с людьми, которые ведут себя как хотят, ни с кем не считаясь?

Все это очень хорошие и важные вопросы. Я приведу тут только одну историю, из которой следует небанальный вывод. Моя дочь, когда была маленькой, сформулировала его так: "С собакой нельзя разговаривать лая. Верно, папа?"[1])

История, рассказанная вчера на видео-уроке с сайта Толдот[2]. Тема: не передвигай межу, т.е. не лишай другого человека куска хлеба, а еще шире – не лишай его парнасы, заработка или даже малой части заработка.

** **

Дело было давно. Один еврей уговорил богача своего местечка, который сдавал внаем корчму, расторгнуть договор с другим евреем и передать корчму ему в аренду.

Богач согласился. Но тот, кто арендовал ее раньше, возмутился и бросился жаловаться к раввину тех мест, знаменитому талмудисту и праведнику, раби Хаиму, адмору из Цанз[3].

Адмор вызвал обидчика и сказал, что тот нарушил запрет "передвигать межу".

Нарушитель начал себя оправдывать: "Ребе, но ведь этот аид не соблюдает заповеди! Ест что попало, якшается с поляками, смотрит на их девушек, совсем забросил учебу и все реже и реже ходит молиться в миньяне. Я слышал, таких, как он, надо не жалеть. Есть заповедь хоронить злодеев[4], т.е. делать им максимально плохо".

На это ребе сказал: "Откуда ты взял, что есть заповедь хоронить злодеев? Наоборот, я тебе сейчас покажу, что нет такой заповеди.

Когда Всевышний выводил евреев из Египта, Он устроил удар темнотой. Мидраш рассказывает, что в эти дни евреи похоронили злодеев из своей среды, тех, кто не хотел уходить[5].

Дальше мидраш рассказывает, что собрался Всевышний выводить евреев и не нашел за ними ни одной выполненной заповеди[6], т.е. не было у них никакой заслуги. Поэтому дал им заповедь окрасить косяки домов пасхальной кровью и еще дал заповедь делать обрезание – это тоже кровь.

Теперь, если, как ты говоришь, у нас есть заповедь хоронить злодеев, то почему тому поколению не была засчитана ни одна заповедь – так что пришлось дать заповедь крови? Отсюда видим, что нет такой заповеди – хоронить злодеев.

А если так, то верни первому корчмарю то, что принадлежит ему по праву. А если не вернешь – то сам берешь ответственность на себя за неправедный поступок". (מקור חיים, באהלי צדיקים)

** **

Так сказал мудрый ребе. И у нас нет оснований его не слушать, поступая вопреки его словам.

Если кто-то в наших глазах выглядит злодеем, то (1) кто сказал, что мы не ошибаемся? И даже (2) если мы не ошибаемся, то кто сказал, что мы обязаны его хоронить, топить, обижать и мучить? Кто сказал, что он вышел из разряда евреев, о которых нам сказано: "Люби своего ближнего"?

 


 

[1] Мы в то время "столовались" в Тверии. На съемках очередного ролика из серии "Шалом" (для канала "Культура" на ЦТ в РФ). У девочки были каникулы, и она поехала с нами на съемки. (Лента была про Цфат, кабалистов и пр. вещи.) Ночевали в гостинице в Тверии, внизу под Цфатом. Рано утром я пошел в синагогу, а ребенка взял с собой. И вдруг по дороге на нас бросилась собака – из-за забора какой-то вилы. Долго лаяла на нас, носилась по ту сторону железных прутьев. Мина перепугалась отчаянно (в наших районах нет собак, она не привыкла их видеть). Я ее взял на руки, и мы пошли дальше. И вдруг она меня попросила: "Папа, ответь же ей, пусть не думает, что мы испугались". Меня это развеселило. Я спросил: "И как надо ответить? На каком языке?". – Она подумала и выдала ту сентенцию, которую я привел выше. На иврите звучит занятно.

 

[2] Называется "Не переноси межу", цикл "Еврейское поведение".

 

[3] Автор сборника "Диврей-Хаим", который весьма востребован и сегодня.

 

[4] На самом деле он сказал на идиш – что-то типа "угробить", вогнать в могилу.

 

[5] Написано (Шмот 10:22): "И была густая тьма (хошех-афела) по Египту три дня". Раши пишет, опираясь на Мидраш: "Тьма густоты (хошех-шель-офель) – чтобы не видели (египтяне) друг друга эти три дня – и еще другие три дня, чтобы не встал никто со своего места: сидящий да не встанет, а стоящий да не сядет. И зачем (Всевышний) привел на них тьму? Потому что были среди евреев неправедные люди, те, кто не хотел уходить (из Египта), и умерли они за три дня тьмы. Поэтому (Всевышний сделал так), чтобы не видели египтяне их поражение и не сказали: наказывает их (Всевышний), как и нас".

 

[6] Ведь они еще не получили Тору на Синае.

Теги: Мусар, Видео-урок, Недельный раздел