Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В каком случае от злодея бежим? А в каком догоняем?

Отложить Отложено

На днях при обсуждении пройденного отрывка Талмуда (про раби Элазара бен Шимон) возник вопрос.

Раби Элазар не ответил на приветствие человека, которого счел неучем. (Тот свой "шалом" оформил излишне брутально[1] – согласно многим комментариям.) Более того, вместо ответа на приветствия мудрец спросил незнакомца: все ли там, где ты живешь, такие неучи? И лишь после того, как тот ответил вполне цивилизованно, что обнаружило в нем человека Торы, мудрец понял свою ошибку и попросил прощения.

Вывод: ни на кого не смотри сверху вниз. Даже на человека, которого ты счел низким – по духовному уровню, образованию и прочим паспортным данным.

Вопрос. А если бы тот ответил не так удачно? И мы бы увидели, что рав в своей оценке встречного хулигана вовсе не ошибся?

В таком случае что – не надо было просить прощения? В таком случае что – можно сверху вниз смотреть на низшую касту шудр?

Ответ – скорее всего: да. Т.е. не в том смысле, что да, смотри сверху вниз. А в том, что не отвечай на приветствие. Можешь не отвечать, имеешь право.

Короче, тебя хотят задеть – и задевают. Ты можешь молча пройти мимо. Не обязан заводить положительный контакт, стараться понравиться, выглядеть умиленным простаком-добродетелем, которому все розовая вода – хотя в лицо плюй.

Понятно, что если умеешь исполнить роль нашего праотца Авраама – пожалуйста. Но разрешено и ограничиться ролью Ицхака: сдержался, не ответил тем же самым – уже хорошо и яркая победа над самим собой.

Это называется "удились от злодея". Тут главное, не ошибиться. Кстати, именно такую ошибку и совершил раби Элазар бен раби Шимон бен Йохай. Он счел незнакомца уличной шпаной (на языке Талмуда – мехуар, урод). И дал ему это понять.

Но, видимо, тень сомнения не дала ему пройти мимо. Ему стало интересно: этот человек стал таким по своей воле, по свободному выбору? Или его научили, воспитали, не показали ничего другого?

В первом случае от злодея бежим. Во втором – он не злодей, и к нему нет претензий. Это тот случай, когда надо поздороваться – ибо еще не потерян шанс, что он станет приличным человеком. Причем возвращение начнет именно с вашего доброго к нему отношения.

Ошибаться не запрещено. Но запрещено не исправлять ошибку.

 


 

[1] "Так бывает. Человек с тобой так поздоровается, что потом целый день в себя прийти не можешь. Издевательство это, а не приветствие. У меня такое сплошь и рядом. И акцент русский передразнят, и смешную рожу скорчат. Это т.н. местный юмор". (Из эмоциональной речи одного ученика)

Теги: Талмуд, Мусар