Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Где Всевышний? + Подведение итогов обсуждения

Отложить Отложено

Очень мне нравятся слова, вывешенные на Толдот в виде эпиграфа. Эпиграф постоянно обновляется, но мне чаще всего попадается именно этот: «Где находится Всевышний? Там, куда Его впускают» (Раби из Коцка)

По-моему, я его сам предложил когда-то редакции Толдот. Мы обменялись своими коллекциями.

Так вот – на тему этого эпиграфа.

Представим себе такую ситуацию. Человек молится, надеясь получить с неба то, что ему нужно на данный момент. Очень нужно.

Но с неба ему этого не дают. День не дают, два не дают, год не дают. Никакого ответа.

Он молится еще сильнее.

Тот же результат.

И тут приходят двое и дают советы.

Первый: молись снова и не отчаивайся. Всевышний никогда не оставит без ответа глубокую, вдумчивую, настойчивую молитву. Он всегда дает то, что у него просят. Надо только уметь просить.

Второй совет: Всевышний тебе уже ответил тем, что не дал просимое. Это означает, что Он решил, что тебе этого не надо.

Вопрос: что делать молящемуся-нуждающемуся? Продолжать просить – или примириться с тем, что есть?

Повторяю (подсказка): «Где находится Всевышний? Там, куда Его впускают».

**  **

Ответы на поставленный вопрос

Пишу коротко, только итог.

Все зависит от того, о чем человек молится.

Если он просит Всевышнего снять с него невыносимую боль, плачет и мучается, хочет избавиться от страданий – молиться надо, молиться полезно – и молиться следует все время, пока боль не снята.

Талмуд об этом говорит: "Ворота слез всегда открыты". И неважно, кто молится – еврей или нееврей, праведник или злодей, человек верующий или глубокий безбожник.

Наши праотцы и праматери годами молились о потомстве. Весь наш народ ежегодно вот уже 20 столетий читает слихот, умоляя Творца убрать беды и катастрофы.

Человек страдает – и его Отец, Который на Небесах, обязательно постарается сделать все, чтобы страдания убрать и избавить несчастного от боли.

Список можете привести сами: физическая боль, болезнь своя или ближнего, страдание матери по поводу неуспехов сына в учебе, молитва о достойном женихе или невесте и пр.

Все это, правда, еще не означает, что страдания будут тут же сняты и молитва услышана и выполнена. Но гарантировано – что молитва будет "принята к рассмотрению" тут же.

Причины для такой задержки – или даже полного отказа выслушать просьбу – могут быть разными: кто-то недостоин спасения; другому, наоборот, надо приготовиться к освящению имени Творца (кидуш-Ашем); кому-то вынесен приговор Небесным судом, который нельзя отменить; а кому-то требуется не только просить о снятии боли и заслужить такое снятие, но и, например, осознать свою вину, попросить прощение у неба или людей, – и т.д. Нашим праотцам надо было молиться годами, потому что "Всевышний любит молитвы праведников" (что требует специального разъяснения).

**

Второй случай, когда срок молитвы не лимитирован – это именно осознание ошибки, раскаяние, тшува. Об этом тоже сказано: "Ворота тшувы никогда не закрываются".

На людском языке это называется: у меня совесть болит. И болеть она может годами – потому что страшно стыдно за некогда совершенный грех.

Кстати, оба случая – "молитва через боль" и "мольба страдающей совести" – никак не регламентируются мудрецами, молитвы-вопли можно произносить собственными словами, криком и в слезах.

**

Что касается остальных просьб – не в состоянии аффектации, а вполне осознанных и продуманных, то вспомним, что молитвы бывают трех видов: (1) признание Всевышнего нашим Отцом и Царем; (2) собственно просьбы; (3) благодарность Всевышнему. В таком порядке идут "благословения" в Шмонэ-Эсрэ.

Без признания за Творцом абсолютной власти над нами нет просьб. Именно поэтому молитва соблюдающего заповеди человека скорей "дойдет" до небес и будет принята. Но "скорей" отнюдь не значит, что только она дойдет. Если у простого человека вполне обоснованная просьба – почему небесам ее не выполнить, если в результате проситель полнее выполнит свое предназначение и успешнее реализует свой потенциал, дарованный ему Творцом?

Но – и вот тут-то и наступает главный момент – все зависит о причины такой просьбы.

Если она связана с необходимостью наказать кого-то другого, если она опирается на ненависть хотя бы в самой незначительной степени, если она, эта просьба, призвана всего лишь удовлетворить собственное необузданное желание и поощрить страсть-вожделение-похоть – то жди беды (ндБ), а не просто выполнения такой заявки. Заявка, возможно, будет выполнена (недаром говорят: "куда человек хочет идти – небо ему такую возможность дает"), но как бы от этого не стало хуже.

Как видим, тут нас поджидает море опасностей. Надо уметь контролировать свои желания, соизмерять их с жизнями окружающих нас людей, смотреть вперед, предвидя последствия и пр. и пр.

Отец не будет давать сыну по его просьбе конфету за конфетой немеряно – зная, что это очень опасно. Так и Небесный Отец не станет удовлетворять любые наши просьбы, которые могут пойти нам во вред.

Именно по этой причине, зная, что не каждый из нас умеет владеть собой и своими желаниями, мудрецы составили полные списки просьб на все случаи жизни – что называется сидуром. В нем наши индивидуальные просьбы как бы растворены в просьбах за весь еврейский народ. Всевышний любит евреев ("Благословляющий тебе – уже благословлен Мной") и благорасположен к тому, кто разделяет с Ним любовь к нашему народу.

**

Наши мудрецы, талмудисты, учителя и праведники знают, что не следует по любому случаю обращаться к небу с просьбой о помощи. А только в особых случаях! Полезно управлять своими желаниями, руководить ими, не находиться у них в рабстве – ибо рабство евреям запрещено.

Всевышний – там, куда мы Его впускаем. Следовательно, там, куда мы Его не впустили, Его нет. Это, в первую очередь, область наших желаний.

Там, где Его нет (куда я Его не впустил), сидит идол – например, Я сам с моими влечениями. Так вот: или Он, или Я. Третьего не дано.

 

А о том, что поклонение идолам запрещено - все мы не забываем.

Еще на эту тему см.: "Чем наша вера отличается от веры в идолов?", "Четыре мифа возвращающихся к Торе".

**

Да, еще очень верное замечание. Отмечено в обсуждении. Мудрецы часто говорят: просить у Всевышнего надо не конкретного результата (вещи, объекта, состояния), а помощи! Помощи в его достижении. Что означает: если наверху сочтут, что оно нам полагается - получим, сочтут, что нет - тогда потерпим - и все равно скажем спасибо. Это и называется - сделать желание Всевышнего своим желанием. Спасибо всем, кто участвовал в обсуждении темы.

Теги: Темы Торы