Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Подобно тому, как лица людей непохожи друг на друга, так различны и их мысли»Бэмидбар Рабба 21, 2

Голос нашего ецер-тов. Как его услышать? (А также про Йосефа и жену Потифара)

Отложить Отложено

В прошлый раз писалось об отсутствии у нас совести условности такого понятия как совесть. Поскольку в связи с совестью пришлось говорить о плохом начале, ецер-ра, то было упомянуто и доброе начало, ецер-тов. Спросили: как различать их голоса? Ответ прост: никак. Ибо у доброго начала нет голоса, вернее, просто так, без напряженной работы над собой его не услышишь.

Вывешиваю пост на эту тему. Сразу оговорюсь, что точек зрения на основные понятия здесь великое множество. Многие из них выписаны в книге "Адам ваецро", где собраны комментарии из святых книг и сборников мудрецов. В целом вырисовывается такая картина[1]. Даю без уточнений, хотя иногда и увлекаюсь деталями (вы меня простите?).

Сначала даю короткое эссе "Кто спас Йосефа?"

Для этого надо вспомнить или прочесть главу 39 книги Берешит, со стиха 6 и дальше.

Времени и места у нас на эссе мало, поэтому сразу спросим: почему Йосеф вырвался и убежал? Что его заставило?

Вы ответите: как почему? Он был праведник, поэтому не мог уступить притязаниям, извините, не самой порядочной женщины. Похоть – это не про наших патриархов. Они ее избегали, сторонились и своим потомкам наказали сторониться. В Торе так и написано: не прелюбодействуй.

Ответ абсолютно правильный, спасибо.

Но его надо уточнить. Во-первых, перед указанной главой про Йосефа, Тора рассказывает, как почти в те же дни Йеуда, старший брат Йосефа, один из зачинщиков расправы над младшим братом, свернул к блуднице, сидевшей у дороги. Сошел, предложил "предоплату" и совершил то, ради чего обратился к ее услугам. Потом, правда, оказалось, что ей по закону полагался брак с Йеудой, что по-другому она не могла добиться справедливости. В результате у Йеуды и реабилитированной Тамар родились близнецы, основавшие колено Йеуды, колено иудеев, членами которого являются большинство нынешних евреев. Так что все завершилось хорошо. Но сам факт отмечен! Йеуда оказался способен на то, от чего отказался его младший брат Йосеф.

К тому же, обратите внимание, Тамар сыграла роль платной блудницы. В то время как жена Потифара, та самая, с которой мы только что познакомились, движима была, как видно из текста, исключительно бескорыстными порывами. Она могла сказать, что безумно влюбилась в красивого и молодого управляющего.

Йосефу было более простительно уступить жене Потифара, чем Йеуде заняться придорожным блудом.

Во-вторых, что значит Йосеф праведник? Не надо забывать, что праведнику было 17 лет. Он был необычайно красив. Красив настолько, что, когда стал вторым после фараона правителем Египта, женщинам запрещали на него смотреть. Ибо после этого они наотрез отказывались допускать к себе мужей.

Красивый, молодой, вдали от семьи, один на чужбине. И его тащит к себе в постель ослепительная женщина, "мисс Древний Египет", жена скопца, который ни разу с ней не спал. Да этот скопец, не то что не расстроится от такого прелюбодеяния, он спасибо скажет Йосефу, угодившему молодой скучающей хозяйке, дав ей то, что она не могла получить от мужа. (Не будь скандала, Потифар так бы и сделал. Скандал помешал. Пришлось посадить любимца в тюрьму. По закону полагалось казнить, но ограничился темницей.)

В-третьих, посмотрите на саму ситуацию. Йосеф продан, куплен, живет в статусе раба. Какая праведность?! Тут надо выжить! Красивая женщина-вамп тащит в постель. С постели он встанет фаворитом. Не на час, а до конца жизни. Это же пик необычайно яркой карьеры!

Откуда ему было знать, что в случае отказа он отсидит десяток лет в темнице, а потом станет правитель супердержавы той эпохи? Если бы знал, то отказ сожительствовать с потифаровой супругой понятен. Но ведь не знал! Почему не согласился?

Да и просто зов плоти! Он что, не человек? Отказывать причин нет, наслаждение гарантировано. Почему, отвечайте снова, почему отказал, убежал, скрылся? Да еще с каким позором – оставив одежду, "вещдок"! Не хотел бесчестия? Теперь получай самую позорную кличку, которую только мог себе представить член большой семьи Авраама. Насильник! Со Шхемом, сыном царя Хамора, изнасиловавшего Дину, сестру братьев, последние поступили самым жестоким образом. И вот Йосеф – повторяет "подвиг" Шхема. Жена Потифара, наверное, успела его предупредить: именно такая слава и пойдет о тебе, маленький еврей, соглашайся!

Пусть пойдет, – сказал Йосеф и убежал почти голый.

Короче, мало кто из нас в такой ситуации не устоял бы. Дайте нам 17 лет, лицо Йосефа, его удачливость, обходительные манеры (такие, что не только женщины проникались к нему симпатией), его ломаную судьбу – продажу, рабство, обустройство в качестве раба. Теперь к нам, как в голливудском кино, подходит красивейшая из восточных женщин, Клеопатра (тоже, кстати, из Египта), нет, намного соблазнительней Клеопатры, опытнейшая из гетер, и видно, что влюбилась по уши, карьера нам обеспечена, – дайте нам все это, и мы с радостью согласимся. Ну ладно, хорошо, вначале бы поломались, а потом сами по уши погрузились бы в фантастичную древнеегипетскую страсть…

Возражение есть?

Есть. Мы же сказали – праведник!

Отличное возражение, спасибо.

Маленькое уточнение. Если Йосеф – патологический праведник, то Тора, извините, – не про нас. Чему мы в ней научимся? Как, будучи полным праведником, выходить сухим из самых пикантных ситуаций?

Пусть она расскажет, что делать нам, простым людям, не злодеям и не полным праведникам. Пусть приведет пример великого поступка известного цадика, но покажет, что то же самое под силу и нам. Тогда мы начнем ее читать и учить.

И раз столетиями ее читают и учат евреи, значит, так она им и говорит. Значит, и мы можем, как Йосеф, убежать от распущенной секс-бомбы, купившей нас на невольничьем рынке.

Ладно, поскольку мы не пишем сценарий сериала по роману Томаса Манна "Йосеф и его братья", то сразу перейдем к ответу на загадку.

Мидраш (записи Устной Торы) говорит, что Йосеф увидел образ своего отца Яакова, который в критический момент посмотрел строго на сына. Тот не выдержал отцовского взгляда – вырвался и убежал.

Т.е., он уже был согласен лечь в объятия домогавшейся его женщины. Уже уступил своему Злому началу, которое обещало неземные блаженства. Да и вполне земные тоже. Возможно, даже знал, что кто-то его ждет в оставленном на время праздника доме. Сам пришел туда. Но в последнюю секунду сбежал. Отца увидел.

Хотя, если подумать, это тоже не облегчает нашу задачу. Йосеф увидел своего любимого отца, строгого воспитателя. А мы, представьте себе, в критические моменты ничего не видим! Не появляются у нас перед глазами телепортируемые на большие расстояния голографические образы строгих наставников и моралистов. Мы предоставлены самим себе. Кто нам поможет?

Вернее, чему опять-таки мы можем научиться из этого эпизода?

Ответ: всему.

Из этого эпизода мы можем научиться, как себя вести в критических ситуациях. Йосеф научил. И мы можем его подвиг повторить. Хоть сейчас!

Дело в том, что Йосеф никакого экстрасенсорного изображения не получал. Отец к нему на помощь не приходил.

Он сам вызвал это изображение. Усилием воли. И именно для того, чтобы отец на вызванном портрете строго на него посмотрел.

Йосеф закричал (внутри себя): отец, помоги, пропадаю, что делать? – Представил себе отца: как он оценит эту картину? Я, полуголый, в объятиях египтянки. – Отец (внутри Йосефа) посмотрел, оценил – и не поддержал.

** **

Художественно Томас Манн, наверное, отобразил бы мизансцену в монологе:

Яаков на портрете: что ты делаешь, мой мальчик? Вместо того, чтобы стать царем евреев, предтечей царя от Йеуды, отцом Машиаха из дома Йосефа, спасителем народа и Торы, которую этот народ должен получить, – вместо этого ты добровольно ложишься с этой низкой женщиной? Вместо освящения имени Творца – плотское падение?!...

Ой, извините, никаких таких слов немецкий романист не знал: освящение имени, помазанник из рода Йосефа, спаситель народа…

Но Йосеф знал! И оставил свою одежду в руках женщины[2]. Лучше позор и кличка насильника, смерть или тюрьма – но не падение.

Сын Яакова-Израиля стоит перед более серьезными задачами. Ему снились сны про то, как ему кланяются светила и звезды. И эти сны должны исполниться. Что они означают? Народы-идолопоклонники в будущем признают Йосефа царем. Признают Тору великим учением.

И неужели он предаст такую задачу?

Похоже, что в нем раздался голос совести.

** **

Далее в Докладе, представленном в рамках семинара Джойнта, шла глава про совесть. Ее опускаю – поскольку уже есть пост на эту тему. См. "Два слова о совести".

** *

Итак, совесть может подвести. Совестью надо управлять. Еврей Торы умеет управлять своей совестью. Как?

Только обращаясь к своему Доброму началу. По методу Йосефа.

Это самый надежный, но и самый трудный способ – обратиться напрямую к своему Доброму началу. Оно для того нам и дано – чтобы мы с ним советовались.

Где его разыскать в глубинах внутреннего мира, это Доброе начало? Очень просто: не надо его разыскивать. Его можно вызвать напрямую.

Всевышний сказал евреям: куда бы вас ни забросил галут, рассеяние, если будете Меня искать – найдете. Я всегда с вами, только позовите.

Доброе начало не ищут, его вызывают усилием воли. Как Йосеф вызвал образ отца. Как соблюдающий заповеди еврей вызывает образ своего учителя, раввина, образ того, кого считает авторитетом и кому хочет подражать, у кого продолжает учиться, даже когда находится от него в удалении.

Как мой рав поступил бы в этой ситуации? Нет, понятно, он бы сюда не попал, это надо было умудриться сюда попасть; но я уже тут, что делать, как поступил бы здесь он, какой бы дал совет?

Это и есть критерий правильного поступка. Другого не дано.

** **

Приложение

Краткое изложение главных свойств ецер-ра и ецер-тов.

 

Свойства ецер-ра:

(1) Всегда активен и инициативен, он всегда гонится за тобой ("К тебе он стремится").

(2) Всегда умнее тебя. Поэтому с ним не спорят!

(3) Не мстителен. Забывает свои поражения и твои победы – это можно использовать.

(4) Нелогичен и непоследователен, ибо у него всегда локальная сиюминутная цель – сбить тебя с правильного пути.

(5) Неэгоистичен, у него нет своего Я (тщеславия и пр.); он любит только тебя. Для него это идея фикс. Остальных людей он не замечает: или использует, или ненавидит, поскольку они твои враги.

(6) Уговаривая тебя (соблазняя), он проявляет бездну фантазии. В своих описаниях красочен, медоточив и лжив безгранично.

Задача человека – бороться со своим ецер-ра, не слушать его, не вступать с ним в дискуссию. ("Ты над ним господствуешь", т.е. тебе дана такая сила.)

Весь диалог с ним – отсутствие диалога. И он смирится!

 

Свойства ецер-тов:

(1) Никогда не вступает в добровольные диалоги с тобой, пассивен, безынициативен.

(2) Старается не отвечать на твои вопросы и запросы.

(3) Мстителен – и если ты его один раз не послушал, второй раз он будет еще неохотней с тобой общаться.

(4) Не испытывает к тебе никаких чувств. Если ты ошибся – он не казнит тебя. Если поступил праведно – он тебя не хвалит. У него нет фантазии, слов и похвалы.

Чтобы заставить ецер-тов заговорить, надо домогаться его, искать, заставлять ответить, просить и умолять. Тогда он, может быть, даст ответ, не очень веря тебе в том, что ты его хотя бы на этот раз послушаешь.

 

 

 

 

Ецер-ра часто рядится под ецер-тов. Обнаружить подмену - или хотя бы критически отнестись к совету - можно по нескольким параметрам:

 

 

 

1) если совет дается в мою пользу, надо быть настороже,
2) если совет ч.н. "с фантазией" ("ах, как тебе будет хорошо, если ты так-то не сделаешь, а так-то сделаешь"), это, как правило ецер-ра,
3) если совет легок и не стоит труда так поступить - то же самое,
4) если советуется поступить так, как я раньше поступал, без всяких размышлений - то же самое. И т.д.

 

Короче, свой ецер-тов мы заставляем буквально силой сказать нам, что делать, - и получив ответ, понимаем, что это очень трудный путь. В то время как ецер-ра приходит без нашей просьбы - и его совет выглядит как облегчение.

 

Чтобы убежать от ецер-ра – надо просить помощи Всевышнего, много и мучительно работать.

То же самое с ецер-тов: чтобы он дал нам совет – надо просить помощи Всевышнего, много и мучительно работать.

Всевышний сказал евреям: куда бы вас ни забросил галут, рассеяние, если будете Меня искать – найдете. Я всегда с вами, только позовите. Это и есть йецер-тов.

 

 


 

[1] Кстати, сей текст читан в виде доклада на семинаре Джойнта лет 8 назад. Заглавие: "Этические ресурсы иудаизма". Подзаголовок: "Критерии поступков: ответственность, совесть, познание".

В данной статье (скомпилированной для блога на Толдот) я использовал, главным образом, главу "Кто спас Йосефа?"

Для полноты картины приведу содержание всего доклада:

Вступление. Душа и свобода выбора. Траектория поступков. Краевые условия нашего существования.

Гл.1 Добро и зло, грех и праведность, вина и заслуга

Гл.2 Два создания. Доброе начало. Кто спас Йосефа?

Гл.3 Совесть, внутренний долг

Гл.4 Что такое "нужно"?

Гл.5 Критерий правильного поступка

 

[2] Через двенадцать лет, став правителем, прибрав в свои руки абсолютную власть над египтянами, превратив их всех в государственных рабов, – он никак ей не отомстил. Она была причиной его падения, а он – забыл, простил, не вспомнил. Не виновата она. Женщина вела себя так, как ее научили… Йосефа же научили другому, не скотскому.

Теги: Мусар, Темы Торы