Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему я говорю лашон ара--часть вторая

Отложить Отложено

В прошлом посте мы обсуждали четыре причины/привычки, которые толкают человека на лашон ара.  Эти причины универсальны.  В этой статье мы начнем разбирать оставшиеся  причины, которые, на мой взгляд, более актуальны именно для нас, бывших советских евреев.  Сразу оговорюсь, что многое из того, что здесь будет написано основано на моих личных переживаниях и наблюдениях, и поэтому я не претендую на стопроцентную объекивность.  Но, все-таки кажется, что для большинства читателей мои слова будут актуальны.

 

Гаава--высокомерие, гордость

''Зато мы делаем ракеты и покоряем Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей''


Одним из главных возбудителей лашон ара является гаава--гордость или высокомерие.  В принципе, в маленьких дозах, это качество необходимо.   Человек должен обладать чувством собственного достоинства, а еврей, вдобавок, должен осознавать и гордиться своим высоким поручением, полученным им с Небес.   Но в больших дозах, это чувство выливается в презрение к окружающим и в стремление к самоутверждению за счет других.  Каждому хочется быть уникальным, единственным, выдающемся и пр.  Эти чувства нормальны и могут быть использованы для духовного совершенствования и служения Б-гу.  Проблема в том, что когда они не используется для этого, то их использует йецер ара, для того чтобы развить в человеке жажду славы и почета.  А почета на всех не хватает, да и слава тоже, по определению, вещь редкая.  А раз так, то, следовательно, если кто-то возвышается, значит я автоматически унижаюсь.  А чтобы это предотвратить, нужно этого ''кого-то'' унизить, чтобы возвысить себя.  Каков лучший способ кого-то унизить, причем безнаказанно?  Рассказать про него лашон ара. 


Этo, так сказать, общая схема.  Но у нас дело обстоит хуже. По двум причинам. 
Во-первых, каждая нееврейская среда обладает своей культурой, со своими плюсами и минусами, которая влияет на евреев проживающих в ней.  От влияния этого полностью не убежать даже тем евреям, которые живут стопроцентной еврейской жизнью.  А  на советских евреев, которые в культурном плане были полностью интегрированы в нееврейское общество и даже активно его создавали, общество оказало огромное влияние, можно даже сказать, сформировало нас.  К сожалению, частью той культуры были категоричность в суждениях, безаппеляционность и всезнайство.  И поэтому очень часто наблюдается следующая ситуация:

 

Встречаются Рабинович и Абрамович.  Один старший экономист, другой учитель русского языка.

Рабинович--Лева, кто был гениальнее, Эйнштейн или Ньютон?
Абрамович (после пятисекундного раздумия)--Эйнштейн!
Рабинович--Нет, не прав, Ньютон!
Абрамович--Нет, Эйнштейн!
Рабинович--A что Эйнштейн доказал?  Не знаешь?  Значит я прав, а ты дурак.
Абрамович--Сам дурак.  Ты думаешь, что Бетховен лучше Баха, а это не правда, это  даже ежу понятно.  Так что сиди и молчи!

Дальше (как в известном кинофильме) идет непереводимая игра слов с изпользованием местных идиоматических выражений.

 

Так что в области гаава, йецер ара уже начинает игру с ''форой''.  А во-вторых, ситуация ухудшается.  Мы приходим к Торе.  Обычно, в зрелом возрасте, с жизненным опытом и, как минимум, c высшим образованием.  Нам кажется, и на самом деле так оно и есть, что мы люди опытные, мудрые и многознающие.  Но, вдруг, самым ужасным образом мы начинаем ощущать, что все это ничего не стоит.  Что наше новое окружение абсолютно не ценит ни наш жизненный опыт, ни наше высшее образование, ни наш интеллект.    Ведь (спасибо читателю Ури за цитату) "Эйнштейн, он кто? Гурништ мит гурништ", раз он не мог Раши от Тосафот отличить.  А мы кто? Выходит, еще меньше.  А все это обидно, ох как обидно!  Я, конечно, сгущаю краски, и часто наше окружение так не считает, но, тем не менее, ощущение такое есть.

 

Вот вам пример, к сожалению непридуманный.  Сам знаю, поскольку, к сожалению, в роли ешиботника в нем выступал я.

Рабинович прочитал в газете о том, как ученые научились вставлять гены животных в растения.  И думает, делает ли это их некошерными или нет .  В синагоге встречает ешиботника Менахемa и пытается ему объяснить свои мысли на смеси иврита и русского, поскольку Менахем полностью по-русски объясняться уже не может.  Менахем выслушивает, потом просто, двумя фразами, отвечает, что Рабинович не прав, поскольку в Торе написано иначе.  Рабинович начинает спорить, а Менахем ему говорит, что, мол, спорить нечего, и что если поучить Гемару там-то и там-то, то это очевидно.  И все.  Как после этого себя чувствует Рабинович?  Обидно ему, ох как обидно!  Думал, размышлял, а тут ему говорят, ну не этими словами, но смысл тoт:  не смеши меня, ты не талмид хахам, и не твое это дело.

 

Наше чувство собственного достоинства очень сильно ущемлено.  И вернуть его себе так легко--по старому принципу:  Дурак!  Сам дурак!  Они говорят, что я ничего не понимаю и ничего не знаю?  Так они сами... и начинается лашон ара на любой лад.   Тем более что, в принципе, действительно есть среди неевреев хохма (мудрость), и она, а следовательно и мы,  действительно чeго-то стоит и достойна уважения.  Ведь и на Эйнштейна тоже надо браху говорить.


Грустный момент.  Некоторые его преодолели.  Некоторые нет.  А некоторые решают его тем, что живут и ориентируют себя на тех евреев (не баалей тшува), которые соблюдают, но не очень, живут по-еврейски, но не совсем.   Но каждый с этим столкнулся.    Что делать?  Естественно, необходимо работать над повышением уровня выполнения заповедей и изучения Торы. Это и есть самое лучшее решение этой проблемы.  Но это процесс долгий, а тем временем как быть?

Во-первых, не обращать внимания.  Знать, что, в конце концов, мы ищем одобрения не у окружающих людей, а у Б-га.  И Он и есть источник настоящего чувства собственного достоинства.  Думать надо о себе, то есть о том как я выполняю поставленную перед мной задачу, а не о том, как ее выполняют другие.   И о том, что каждого меряют по-своему.   Что oт р. Моше Файнштейна требовалось понимание всего Талмуда, а от Рабиновича понимание только одного его листа. 

Во-вторых, понимать, что даже если обидно, то это не дает нам права нарушать заповеди.  Ведь в отместку ''им'', вы же не станете есть свинину, или голосовать за Мерец.  Точно так же нужно и удерживать себя от лашон ара.  Да, он не прав, но я все равно не имею права назвать его дураком.   И еще надо помнить, что если уже и существует такое сильное стремление к лашон ара, обусловленное практически всей предыдущей жизнью, то и преодоление этого стремления является, само по себе, огромным достижением. 

 

Теги не заданы