Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

НЕ ПУТАЙ СВОЮ ШЕРСТЬ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ. ИШТАДЛУТ И БИТАХОН. НА ЗЛОБУ ДНЯ

Отложить Отложено

 

 

Прошу прощения у читателей.  Следующуя статья про мицват тохаха уже написана, но пока пришлось отойти от темы и написать о том, что происходит.  Ну, ничего, как мы увидим, ломдус в мусаре тоже есть.  

 

Плагиат из классики советского кино:

 

Город Н-ск.  Бывший гражданин Советского Востока, а ныне князь грузинской экономики Яков Исакович Хасидашвили разговаривает в своем кабинете, или как принято сейчас говорить, в офисе, с Нериком Гавриловым, своим персональным шофером (Хасидашвили недавно расширил бизнес), одновременно смотря новости по телевизору.  Нерик по совместительству местный активист партии ШаС и проекта Митгайсим-Митхазким (призываемся-укрепляемся)  :

 

Нерик--двадцать пять.

Хасидашвили--двадцать.

Диктор--нападение на солдата возле Хеврона, террорист ликвидирован.

Нерик--Нет, двадцать пять

Хасидашвили--Слишком много, двадцать!

Диктор--Боец МаГаВа получил ножевое ранение средней тяжести в Иерусалиме.  Террорист скрылся.  Силы безопасности действуют на месте проишествия.

Нерик--А я говорю двадцать пять!

Хасидашивили--А я говорю двадцать и точка!

Диктор--толпа арабской молодежи атаковала патруль ЦаХаЛя на границе с Газой.  Два палестинца убиты, трое солдат легко ранены.

Нерик--Тебе что, жалко?  Я устраиваю хавруту, будет интересная тема, хорошая компания.  Даже кока-кола и буреки!  И все что я от тебя прошу это еще двадцать пять минут в день учить Тору.  Смешно торговаться!

Диктор--На заседании кабинета, премьер-министр высказал глубокую озабоченность положением в стране и пообещал приложить все возможные усилия...

Хасидашвили--аполитично рассуждаешь, клянусь чес-слово, аполитично рассуждаешь. Ты видишь жизнь из окна моего автомобиля.  Как ты можешь просить у меня двадцать пять минут, когда государство вынуждено прилагать все возможные усилия, чтобы справиться с террором!

Нерик--а ты не путай свои усилия с государственными!

 

В таких случаях раввины всегда призывают молиться, учить Тору и делать добрые дела.  А раввинов обвиняют в пассивности, покорности судьбе, отрыве от действительности и т.д. Если они к тому же еще и харедимные, то тогда обвиняют еще и в безразличие к судьбе народа.

С другой стороны колумнисты (как сейчас выражаются), говорящие головы в телевизоре, полчища комментаторов в социальных сетях, а также дядя Миша Кукушкинд, который до хрипоты ругается с Рабиновичем и с соседом Хаимом о том, насколько Кахане был прав и является ли Биби трусом или великим стратегом и тонким тактиком, ни в чем не обвиняются и ни кем не осуждаются.  

Их действительно волнует то, что происходит вокруг нас. Это бесспорно и похвально.  И к людям, которые думают, что мир есть случайное стечение обстоятельств, наши слова не обращаются.  С ними разговаривает Вс-вышний (см. у уважаемого Гади Поллака).

 

Тут разговор о нас, о тех кто знает, что ничего случайного нет, и что миром управляет Высший Замысел.

Как мы должны реагировать?  

Тут мы находимся (если не кривить душой) в двойственной ситуации.  С одной стороны, "акол меито итбарах".  Все от Него.  А раз так, то нужно встать на позиции битахона (упования на Б-га) и молиться, учить Тору и делать добрые дела.  Поскольку от нас все равно ничего не зависит.  Главное позвать Пастуха, а он уже надает волкам.  

Но с другой стороны, ведь нужно что-то делать, подсказывает нам здравый смысл.  Нужно прилагать усилия--иштадлут, а не только сидеть и молиться.

Как же быть?  Кто прав в этом конфликте между иштадлутом (усилиями) и битахоном (упованием)?

 

Ответ простой, конфликта нет.  Просто есть, как всегда, два разных закона (шней диним на языке ешив), и нужно их правильно понимать и применять.  

Понятно, что всю эту огромную тему мы не охватим, и для тех, кого очень это интересует, рекомендую учить Ховот аЛвавот, Шаар аБитахон.

 

А вкратце:

Рамхаль (Месилат Эшарим, гл. 21) пишет--иштадлут есть условие необходимое, но недостаточное (мухрах, авал эйно моил).

А Рабейну Бахия (Ховот аЛвавот, Шаар аБитахон, гл. 3) объясняет что человек обязан предпринимать усилия, чтобы добиться целей которые Б-г ставит перед ним в жизни.  Поэтому мы обязаны заботиться о своем пропитание, здоровье и безопасности.

И это мицва, мицва которая ничем не хуже других мицвот.

 

С другой стороны у нас есть мицва битахон--верить в то, что Всевышний управляет миром и ничего не проиcxодит без его разрешения.  И поэтому Он является источником всех наших бед, и чтобы избежать их нам нужно обращаться к Hему.  Битахон проявляется, пишет Ховот аЛвавот, в внутреннем спокойствие и уверенности, что все от Него.  Поведение или действия, которые противоречат этому принципу--неправильные.

 

То есть выходит, что есть мицва прилагать усилия и есть мицва верить и надеяться на Б-га и не прилагать усилия, которые противоречат этой вере.

 

Логичный вопрос, вытекающий из этих двух положений:  когда действовать, а когда не действовать?  Иными словами, какой иштадлут (усилия) является приемлемым (и тогда его отсуствие является не проявлением битахона, а проявлением безответственности), а какой является неприемлемым?  Опять же, тема эта очень обширная и конкретное применение полностью зависит от обстоятельств, но можно выделить два очень простых и понятных правила, и еще одно непростое:

1.  Нельзя предпринимать усилия которые противоречaт Воле Творца.  Ведь иштадлут мицва, и ее нельзя выполнить через грех (авера).  Нельзя украсть деньги и отдать их на цдаку.  Точно так же нельзя выполнить мицву иштадлут зарабатывая себе на жизнь воровством или запрещенной работой в Шабат.

2.  Иштадлут--это не хвататься за соломинку.  Усилия должны быть реальными и иметь какой-то немалый шанс на успех.  Искать работу--иштадлут.  Покупать лотерейный билет--нет.   Я знаю, мне расскажут про сипурей цадиким.  Но здесь речь идет об обычных людях.

3.  Иштадлут не должен становиться обсессивным. Лишнее усилие уже переходит за рамки иштадлута.  Это уже непростое правило--понятно, что здесь очень многоe зависит от обстоятельств и от человека.

 

Перед тем как перейдем к текущей ситуации, в качестве иллюстрации расскажу историю про р. Ицxака-Зеева Соловейчика, Брискер-рава (одно время раввина Брест-Литовска).  Во время Войны за Независимость Израиля он находился в Иерусалиме.  Город обстреливала арабская артиллерия. Брискер-рав обычно во время артобстрела очень нервничал, метался и пытался найти место побезопаснее.  Некоторым казалось, что артобстрелы очень плохо действовали на нервы Брискер-рава. Однажды он оказался заперт в каком-то помещение во время очередного обстрела и, к удивлению окружающих, в абсолютном спокойствие стоял на месте (история не гласит, чем он занимался в это время, но зная Брискер-рава мы можем предположить, что он учил Тору).

Ребе-,спросили его,-почему когда было куда бежать или спрятаться, Вы так нервничали, а сейчас, когда ничего сделать нельзя Вы совершенно спокойны?

В других случаях,--ответил Брискер рав,--я мог и был обязан предпринимать какие-то действия для выполнения мицвы спасения своей жизни.  И я нервничал, думая правильно ли я выполняю эту мицву--нужно же искать самое безопасное место, правильно ли я установил алаху, должен ли я был делать именно то, что я делал.  А сейчас ничего не сделаешь, Всевышний уже сам за меня решил, где мне находиться, и поэтому мне нечего волноваться.

 

А теперь перейдем к нашему вопросу.  Чем мы, простые граждане, не работающие в спецслужбах и полиции и не имеющие прямого доступа к власти, можем улучшить ситуацию?  

Есть мицва иштадлут--уберечь себя. Как это сделать наилучшим образом--очень индивидуально.  А как помочь другим?  Понятно, что смотреть телевизор, обсуждать политику и ругаться с друзьями из-за Биби--никому не поможет.  А что поможет?  Ну, может быть, если у Вас есть оружие, можете с ним ходить по городу, патрулируя вместе или вместо полиции.  Это может быть на иштадлут похоже--возможно будет какая-то конкрентая польза.  А может и нет.  А во всех остальных случаях--мы по-настоящему ничего сделать не можем, за исключением, разумеется, тех кто служат в армии, полиции и службах безопасности.  Это дело властей.

 

Тут мне возразят--Вы мыслите галутно.  Галутно-местечковая ментальность--на властей смотреть как на погоду, пассивно принимая их решения, и иногда подкупая их взятками. А мы, гордые свободные граждане возрожденного еврейского государства, должны занимать активную гражданскую позицию и участвовать в общественной жизни.   Мы должны ходить на демонстрации, писать в газеты и т.д.

 

Я не спорю, тем более, что демонстрация как инструмент влияния на власть упоминается еще в Талмуде (Таанит 18)`:

 

Один раз постановила (римская) Империя (что) нельзя заниматься Торой, нельзя делать обрезания, и что должны (евреи) осквернять субботу.  Что сделали Йеуда бен Шамуа и его товарищи?  Пошли посоветоваться к одной знатной римлянке, которая была знакома со всеми большими людьми Рима.  Сказала она им--встаньте и устройте демонстрацию (афгину) ночью.  Пошли (евреи) и устроили ночью демонстрацию, кричали--ради небес, разве не братья мы, не дети одного отца и одной матери? Чем мы отличаемся от всех других народов, что вы вводите против нас злостные запреты?  И отменили (антисемитские законы).

 

Так что, даже в додемократические времена демонстрации уже были.  И в современных демократиях, да и не только в них, общество может оказывать давление на власть.

Поэтому, если серьезно считаете, что сможете пойти в политику и внести существенные изменения--пожалуйста.  Если серьезно считаете, что многотысячные демонстрации повлияют на власть--вперед, организовывайте.

Но нельзя кривить душой.  Подавляюще большинство простых граждан никак реально на положение повлиять не могyт. А уж те, которые не живут в Израиле--тем более.  

Для иштадлута на государственном уровне есть правительство и компетентные органы, которые более менее компетентно пытаются справиться с задачей.  А дело раввинов, и наше дело--это заниматься тем, чем можно когда мицва иштадлут (усилия) отсутствует.  Молиться, учиться и делать добрые дела.  Это выполнение мицват битахон--проявление нашей веры в то, что все в конце концов решает Б-г и Oн является решением наших проблем.

 

В заключение процитирую слова полковника Офера Винтера, командира бригады Гивати из интервью (по-моему журналу Мишпаха).  Полковник Винтер утверждал (это было год назад), что особенно во время войны, когда есть очень сильное желание присоединиться и помочь солдатам на передовой, мы должны подчеркнуть, что еврейскому народу необходимы ученики ешив, которые будут сидеть и учить Тору с еще больше силой.  Изучение Торы защищает еврейский народ больше чего-либо другого. 

 

П.С.  Читатель может спросить--ну хорошо, мы-то будем усердно учить Тору и т.д.  А большинство из тех, которые не понимают зачем это вообще нужно.  Они так и будут смотреть телевизор и оставлять комменты в соцсетях.  

Ответ:  один раз я задал такой вопрос одному из моих учителей.  Он мне сказал, что главная претензия не к тинокот шенишбу, а к нам.  И если мы бы вели себя подобающе, то это непременно бы сказалось и на остальных.

 

П.П.С. Читатель может еще спросить.  Ну хорошо, я буду стараться, а соседи по дому/работе/колелю будут продолжать как раньше.  И что?  Я что-то глобально изменю?  

Ответ: во-первых каждый солдат сам по себе ничего не изменит, но если каждый солдат из-за этого перестанет воевать, армии не останется.  Во-вторых, даже если один человек не пострадает из-за наших духовных усилий, то для этого человека мы действительно что-то глобально изменим.

 

Теги: Мусар, Иштадлут, Битахон, ломдус, война