Политика, Лашон ара и Махлокет--Монархия как отрицательное явление15 апреля 2018 года, 16:59 Как мы упоминали в предыдущей статье, Талмуд сообщает о споре раби Йеуды и раби Йоси с раби Нэораем: поставить царя — это мицва (заповедь) или нет?Сначала разберем мнение раби Нэорая. Он полагает, что слова Торы о царе (Дварим 17:14, 15), его полномочиях и обязанностях относятся (кэ-нэгед) только к ситуации, когда евреи начнут жаловаться. Однако очевидно, что монархия является легитимной формой власти, потому что Тора дает законы и заповеди, регулирующие ее функционирование. В любом случае, даже по мнению раби Нэорая, монархия является разрешенной формой правления. Что же в ней может быть плохого, если Тора ее не запрещает?Для начала нужно понять, что не все разрешенное — хорошо...
Читать дальше
|
Политика, Лашон ара и Махлокет--Монархия и Анархия от Моше до Шмуеля II27 февраля 2018 года, 21:52 ПРЕДИСЛОВИЕДля начала хотел бы прояснить по поводу анархии. Многим читателям, как мне кажется, показалось, что в предыдущей статье анархия описывалась как хорошая форма общественного устройства. На самом деле это не так. Как раз из того, что я написал очевидно, что анархия, то есть отсутствие государства, или внешних ограничителей и организации сверху, возможно только при наличие жестких и сильных внутренних ограничителях (заповедей Торы) и организации (кланового общества). Иначе то, что было при Шофтим, вообще не работает...
Читать дальше
|
Политика, Лашон ара и Махлокет--Монархия и Анархия от Моше до Шмуеля1 февраля 2018 года, 05:56 НЕНАСЛЕДСТВЕННАЯ МОНАРХИЯ — МОШЕ И ЙЕОШУА В пустыне форма правления у евреев была — монархия при родоплеменном общественном устройстве. Моше Рабейну был царем, который управлял народом, разделенным по признаку происхождения. Политических единиц как таковых не было. Зато каждый человек с рождения знал, к какому роду (бейт-ав), клану (мишпаха) и колену (шевет) он принадлежит. Способа перейти из одного «подразделения» в другое не было, и границы между коленами ревностно охранялись (см...
Читать дальше
|
Политика, Лашон аРа и Махлокет--почему махлокет неизбежны в политике и в Торе, и как их решать9 января 2018 года, 15:06 Итак, в прошлых статьях мы обсудили разрешение Йерушалми произносить лашон а-ра о баалей-махлокет (виновниках спора/конфликта) и объяснили, в чем оно состоит и как определить, кто баал-махлокет. А теперь перейдем к той области, в которой обычно возникают махлокот (споры или разногласия). Понятно, что махлокет может существовать между любыми частными лицами и разногласия могут возникнуть по сугубо личным причинам. Тем не менее, в отношениях между отдельными людьми часто можно избежать махлокот или их урегулировать. Но есть одна сфера человеческой деятельности, в которой избежать споров и разногласий невозможно, — это политика...
Читать дальше
|
Политика, Лашон аРа и Махлокет--как определить кто баал-махлокет?29 ноября 2017 года, 22:48 Перейдем к обсуждению третьего вопроса: как узнать, кто является баал-махлокет, то есть неправой стороной в споре?Но прежде нужно рассмотреть скрытую предпосылку, содержащуюся в этом вопросе, — что в любом споре есть, как минимум, одна неправая сторона. Так ли это? К счастью, в Пиркей Авот есть мишна, отвечающая на этот вопрос.Давайте разберем ее. Тем, у кого есть возможность, стоит посмотреть классические комментарии — Раши, Рамбам, Рабейну Йона, а также Дерех а-Хаим Маараля из Праги. Все, что приведено ниже, основывается на их словах...
Читать дальше
|
Политика, Лашон аРа и Махлокет--в Эпоху Царя Давида29 октября 2017 года, 20:31 Итак в прошлой статье мы поставили вопрос--как понимал Хафец Хаим разрешение говорить лашон ара о баалей-махлокет, человека который затевает или поддерживает распри и склоки. Хафец Хаим перечисляет следующие условия, при которых позволяется произносить лашон а-ра о баал-махлокет: 1) Нужно быть уверенным, что тот, о ком мы говорим лашон а-ра, действительно является баал-махлокет, то есть неправой стороной в этом споре.2) Информацию, на основании который мы делаем вывод, что эта сторона является баал-махлокет, мы должны получить лично, то есть не со слов других, или же она должна быть подтверждена косвенными уликами (дварим никарим).3) Произнося лашон а-ра о баал-махлокет, нужно все время помнить (иметь кавану — «намерение», подразумевать), что мы это делаем не из личной неприязни, а для того чтобы погасить махлокет. Кстати, это подразумевает еще одно условие: наши усилия должны быть эффективными — ведь, если мы лашон а-ра произнесем, а махлокет не утихнет, то в лашон а-ра смысла нет...
Читать дальше
|
Политика , Лашон ара и Махлокет--можно ли очернять неправильную сторону в споре? И загадка в конце17 сентября 2017 года, 15:22 А теперь поговорим о более интересном и насущном — махлокет и политике, которая неизбежно выливается в махлокет. Махлокет, или, в идишском варианте, махлойкес, значит «споры», «распри», «разногласия» и «расхождение во мнениях». Махлойкес — вещь плохая. (Правда, как мы увидим, из этого правила есть исключения). Поэтому Тора запрещает нам поддерживать махлокет и вмешиваться в нее, вступать в споры и распри...
Читать дальше
|
АВАК ЛАШОН АРА III7 сентября 2017 года, 20:17 Прошу прощения у читателей за длительное отсутствие. Немного выше встала проблема денег, которая отнимала время, а потом у детей каникулы и так далеее. Я буду стараться писать посты чаще и в качестве компенсации могу пообещать, что следующая тема будет, по крайней мере как мне кажется, интересная. А на этой статье мы закончим обсуждение авак лашон ара. Итак в прошлый раз мы обсуждали следующий вариант авак лашон а-ра (второстепенной составляющей запрета злословия), о котором идет речь в Талмуде:Учил рав Дими, брат рава Сафры: никогда не следует человеку отзываться хорошо о своем товарище, поскольку из хорошего выйдет плохое...
Читать дальше
|
АВАК ЛАШОН АРА II, А ТАКЖЕ НЕСКОЛЬКО ИСТОРИЙ ПРО РАБИНОВИЧА И ЕГО ДРУЗЕЙ30 марта 2017 года, 00:13 Второй вариант авак лашон а-ра, который упоминает Рамбам: хорошо говорить о ком-то в присутствии его ненавистников. Это тоже авак лашон а-ра, поскольку такая похвала провоцирует слушателей говорить дурное об этом человеке. И об этом сказал царь Шломо (Мишлей 27, 14): «Если кто благословляет ближнего своего громким голосом рано поутру — как проклятье зачтется ему». Поскольку из попытки сделать человеку добро получится для него зло. То есть похвала тоже может оказаться авак лашон а-ра!...
Читать дальше
|
Авак Лашон а-Ра — введение2 января 2017 года, 21:36 До сих пор мы обсуждали, так сказать, главное (икар) в запрете лашон а-ра. Однако в Талмуде также упоминается авак (буквально — «пыль») лашон а-ра. Как понять это выражение — «пыль запретного»?Эту формулировку мы находим в законах о нескольких мицвот — например, авак шмита («пыль нарушения седьмого года»), авак лашон а-ра, авак рибит («пыль ростовщичества»), авак авода-зара («пыль идолопоклонство»), авак рциха («пыль убийства»), авак арайот («пыль запрещенных половых связей»). Раши (Сукка 40 б) объясняет понятие «авак» следующим образом: действие, которое не связано с главной составляющей, главным аспектом запрета (икар а-исур) называется «авак». «Авак рибит» или «авак лашон а-ра» — не полностью лашон а-ра, а только некий аспект, некая неглавная составляющая лашон а-ра...
Читать дальше
|