Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Лучше чтобы еврей остался в России или ехал в Америку?

Отложить Отложено

 - Что лучше, чтобы еврей остался в России или ехал в Америку? – спросили в 1980 году Илью Эссаса во время его урока Торы, который проходил у меня дома в Москве.

   - Лучше, чтобы он остался в России, - ответил Илья. – В Америке у него больше шансов ассимилироваться и исчезнуть как еврею. В России же есть пятая графа в паспорте, дискриминация, государственный антисемитизм и антисемиты, которые напомнят ему о его еврействе, даже если он попытается о нем забыть...  


 

Рав Арон Ракефет дает урок Талмуда в моем доме в Москве: рав Ракефет, Лев Кацин, Миша Кари-Иванов, Илья Эссас.

В целом, борющиеся за выезд в Израиль активисты, относились с осуждением к тем евреям,  которые выезжали в США.  

Как можно уважать людей, которые всех обманули? – возмущались они. Эти люди попросили, чтобы им выслали приглашение на выезд в Израиль, а не в Америку. Они воспользовались плодами героической борьбы советских евреев за выезд на свою историческую Родину, пошли в ОВИР и подали документы на выезд в Израиль. Достаточно вспомнить героев ленинградского дела, которые  пытались угнать самолет, и пробили брешь в «железном занавесе», да и многих других евреев, которые пошли в тюрьмы во имя этой борьбы.

Если они так хотят уехать в Америку, то почему не добиваются права на эмиграцию в эту страну? – вопрошали сионисты. Однако эта категория евреев не была вдохновлена идей, ради которой они были готовы пойти на борьбу с системой. Получив израильские визы в голландском посольстве, они заявляли в Вене, что хотят жить в США.

Потому их называли ношрим, что означало на иврите отпадающие. Подобно листьям, падающим с дерева, они отпадали от общего потока евреев, которые возвращались к своему народу в Израиле.

Однако маленький ручеек отъезжающих в Америку превратился за несколько лет в мощный поток. К 1981 году 99.8 евреев из Москвы и Ленинграда ехали в Америку, а из Одессы все 100 процентов.

В среде друзей и учеников Ильи Эссава, которые изучали Тору в Москве, к ношрим относились с явным осуждением. Если кто-то из наших друзей заявлял, что собирается ехать в США, то мы просто переставали с ним общаться, считая предателем.

Мне казалось, что само явление неширы – отсева советских евреев в Америку, является повторением исторической ошибки, описанного в Торе греха разведчиков.

После Исхода евреев из Египта, разведчики вернулись из сорокадневного путешествия по стране Ханаанской и сказали евреям, находящимся еще в Синайской пустыне: «Силен народ, живущий на земле той, и велики его укрепленные города... не сможем мы пойти на народ тот, ибо он сильнее нас» (Бамидбар 13:28-31).   

Выехавшие в семидесятые годы в Израиль евреи писали своим друзьям и близким письма, в которых описывали реальности жизни: трудности найти работу, тем более по специальности, опасность войны и террор, необходимость службы в армии. И эти письма, больше чем советская пропаганда, заставляли людей задуматься о целесообразности переезда в Израиль.   

Мне казалось, что выезд евреев из СССР – это великое чудо, которое произошло во имя возвращения народа на свою Землю. И если народ использует пробитую в «железном занавесе» брешь не для возвращения домой, а для переезда в другое более комфортабельное изгнание, то выезд прекратится. Что и произошло, когда испортились отношения СССР с Западом в связи с советским вторжением в Афганистан...    

В праздник Пурим 1981 года я получил визу и вылетел со своей семьей из Москвы в Вену. В аэропорту нас встречали работники Сохнута. Мы были единственной семьей заявившей о желании продолжить путь в Израиль. Все остальные предпочли ехать в Америку. Всех нас отправили в одно здание, в котором одни ожидали вылета в Израиль, а другие в Италию, по дороге в США.

Впервые за несколько лет я мог разговаривать с евреями, не опасаясь ареста, и, конечно же, воспользовался этой возможностью. Я рассказывал собиравшимся ехать в Америку о Торе, и о том, почему я еду в Израиль. Работники Сохнута также проводили просветительскую работу. Однажды они показывали фильм об Израиле, который комментировала одна сотрудница Сохнута. В частности она сказала, что Израиль – свободная страна, в которой мы делаем, что хотим: «Вот мы едим в субботу на пляж, а вот мы едим свинину!»

Тогда встал один грузинский еврей и спросил: «Так, что же вы меня свининой хотите заманить в Израиль?»

Я конечно же тоже выразил свое мнение, после которого эта работница пригласила меня и мою маму на собеседование. «Вы мешаете нам работать, - заявила она. – Мы хотим, чтобы советские евреи помогли выкинуть религиозных из Кнессета, а вы тут рассказываете им о Торе»...

В следующих постах я расскажу о своих впечатлениях об Израиле и Америке. Пока же буду рад познакомиться с Вашими мыслями.

 

Теги: Тора, Израиль, отказники, алия