Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Аналогия - не доказательство, а средство передвижения

Отложить Отложено

 

Как перевести на великомогучий слово "машаль"?

При слове "басня" в мозгу всплывают истории дедушки Крылова, которые он честно скопипастил у рабби Акивы и Эзопа, подписавшись своим именем.

"Притча" - тоже не подходит. Сразу вспоминается буддийский монах из анекдота ("дура, такую притчу испортила!") или старушка-одуванчик, причитающая над телом безвременно покинувшей ея коровы.

Может, "пример"? Не, тут пахнет математикой для четвертого класса.

Ннда, иногда в великомогучем просто не хватает слов, несмотря на всю его великость и могучесть. Ну, тогда не будем ничего переводить, а используем это слово, как есть.

Итак, машаль.

Когда-то давным-давно, в начале одной из случайных дискуссий, мой оппонент решил ограничить меня в средствах, объявив, что "аналогия - не доказательство". И я с ним согласился. Аналогию глупо использовать в качестве доказательства (особенно, когда для доказательства у нас есть неразбиваемые факты). Аналогия используется исключительно для того, чтобы лучше донести мысль до собеседника. У аналогии есть несколько преимуществ:

1. Упрощенная идея намного лучше усваивается организмом, чем сложная конструкция, обрамленная ветвистыми деталями и подробностями.

2. Предвзятый пациент - предвзят в большинстве случаев только в рамках одной отдельно взятой темы. Выбрав аналогию, связанную с другой темой, мы получаем непредвзятого пациента.

3. Незнакомые для собеседника термины и понятия мешают ему следовать за полетом вашей мысли. Если перевести эту же мысль в плоскость, близкую и понятную оппоненту - он с легкостью поймет, что вы имеете ввиду.

Ну, и так далее.

Именно по причине этих преимуществ - аналогия с древних времен использовалась в самых разных областях.

Чтобы не растекаться белой кашей по чистому столу, в этом месте аффтор плавно и как бы незаметно переводит тему в близкую и понятную ему область - область изобразительного искусства.

 

Слушайте историю.

Давным-давно, аж в 18-19-м веках жил-был во Франции художник. Скульптор. Жан-Антуан Гудон.

И как-то раз решил он сваять экорше (это такая модель человека, с которого содрали кожу).

 

Надо заметить, что художники того времени изучали анатомию, препарируя мертвых, что, конечно же, не самое приятное занятие. И вот, Гудон (сознательно или нет - это науке неизвестно) положил этому конец. После того, как он сбацал свое знаменитое экорше - студенты художественных академий с облегчением выбросили абонементы, позволяющие им посещать морги, и переключились на гипсовую модель, которую для простоты так и назвали - "Гудон".

 

 

Модель, надо заметить, была сделана не просто мастерски - она была сделана в высшей степени точно и подробно. На каком-то этапе, с целью более глубокого изучения, один из многочисленных отливков распилили на части (видимо, еще не совсем оставив привычку препарировать все, до чего доходят руки) - и начали изучать отдельно руку Гудона, ногу Гудона, торс Гудона и голову Гудона. А потом уже - все вместе. Так построено обучение в академиях до сегодняшнего дня.

 

 

И вот мы подобрались к кульминации нашей истории.

В один прекрасный день какой-то пытливый студент (или отчаявшийся препод) решил еще упростить задачу - и сделал из головы Гудона схему.

 

 

Эта схема (впоследствии названная "обрубовкой") настолько повысила усвояемость конструкции человеческой головы, что все академии ввели ее в программу обучения в качестве обязательного этапа. Это и есть машаль. Самый настоящий. Обратите внимание, по дороге к конечному продукту все это безобразие прошло несколько этапов упрощения: от трупа - к гипсовой модели (что само по себе уже является интерпретацией), от модели - к детализации (голову без тела изучить намного проще), и от детализации - к схеме.

 

Когда на курсе академического рисунка студенты вытащили из меня все жилы (почти превратив меня в экорше), мне вдруг пришла в голову светлая мысль: а почему бы не сварганить схемы из всех тех тем, которые вызывают трудности в понимании у студентов?

Первым был череп. Когда мы на курсе подобрались к этой теме, я наткнулся на стену непонимания (видимо, препод из меня никакой). Ну и сбацал:

 

 

 

Дело сразу сдвинулось с мертвой точки.

Потом подошла очередь руки:

 

 

 

 

Потом - нога:

 

 

 

 

 

И, наконец, торс:

 

 

 

 

Вроде, поняли. Посмотрим, как они применят полученные сведения на настоящем, "живом" Гудоне (рисование которого, согласно программе, начинается через две недели).

Ну, и напоследок, для тех, кому интересно, как эта красота делается - пошаговка изготовления торса:

 

 

 

 

 

P.S. Те из наших читателей, кто еще не знаком с машалим, написанными нашими мудрецами - вот вам книжки: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

И тут еще машаль от аффтора.

Теги: Кухня, Фото