Поиск
Браха Губерман
Браха Губерман

Блогер-Ша. Между белым и черным

24.03.2016 13:18

Пока Йоси выбирает себе пуримский карнавальный костюм, я успеваю сойти с ума несколько раз. Это уже традиция.

В этом  году Йоси долго метался между долматинцем, доктором и царем Давидом. Наконец, в магазине игрушек в том самом отделе, где от блеска карнавальных костюмов темнеет в глазах, он чудом определился и выбрал костюм Мики-Мауса - белоснежные перчатки, черный фрак в блестках, красные штаны и ярко-желтый галстук-бабочка. Очарованный цветовой гармонией в стиле «вырви глаз» Оська прикупил Мики и сразу нарядился в перчатки и бабочку. Так он дефилировал весь вечер, а ночевать бабочку с перчатками примостил под подушку.

Ранним утром Йоси встречал меня у двери спальни, надев самую печальную из его гримас.

- Я не могу быть Мики на празднике в классе, большие мальчики меня засмеют, - прошептал он, потупившись, и горько вздохнул.

- Что ты хочешь, Оська, лучше скажи сразу, так будет быстрее, – до первой чашки кофе мне не до сантиментов, и все, что я думаю об этом мире, этом доме и этом мальчике, не считается.

- Я хочу пойти в школу в другом костюме.

- Отличная идея! Ты можешь выбрать, что хочешь из старых костюмов, вперед.

Я пошла пить кофе, а Йоси уже не помню что пошел. Это было за две недели до праздника.

За два дня до праздника я решила уточнить, как дела на пуримской передовой. Этот мальчик со мной уже 6,5 лет живет, я знаю, что говорю. Оська по-прежнему метался и хотел быть всем сразу. Если бы можно было надеть несколько костюмов, нам бы горя не было, но школьный мир слишком убог для того, чтобы оценить подобный финт.

Мы с Йоси вывалили все прошлогодние костюмы. Я давно планировала разобрать завалы на антресолях. Долматинцы, клоун, полицейский, солдат, пираты, божья коровка, апельсинка, клубничка. Оська взвизгивал с восторгом:

- Я буду апельсинкой, я примерю! Нет, божьей коровкой. Да-да!

- Это костюм для двухлетней девочки, чучундра моя!

Пока Йоси любовался долматинцем, скажите, зачем мы купили этого Мики вместе с его белоснежными перчаткими, я тайком выбросила в мусор детсадовский костюм хасидского ребе, шабатней мамы и садовода-огородника производства умелых воспитательских рук. Йоси в задумчивости потрошил клоунский парик перед зеркалом. Наконец, из самого дальнего антресольного угла была извлечена бордовая накидка со сверкающей серебром елочной мишурой и золотыми буквами ивритского алфавита – старый костюм Король Азбуки, который Аарон надевал в четыре года. Почти пять лет назад.

Йоси замер с выпученными глазами. Мишура переливалась, буквы сверкали, на груди искрилась вырезанная из серебряной бумаги раскрытая книга с алыми буквами.

- Я буду это! – изрек ошеломленный Оська.

- Корону ты порвал в прошлом году, - напомнила я. – Но, в принципе, ее можно купить.

Йоси старательно закивал:

- Купи, ладно, мам, в принципе купи, - и немедленно нацепил бордовую мантию с золотыми буквами.

Я купила корону, в принципе, и Йоси обрядился Королем Азбуки на школьный праздник. Слушать Мегилат Эстер он отправился Мики-Маусом, навестить ребе с мишлоахом – клоуном, а в гости на пуримский пир едет долматинцем. Йоси категорически не способен по-другому. Это уже традиция.

Веселого Пурима вам, дорогие читатели!

17.03.2016 22:11

- Когда мама была маленькой девочкой лет двадцати, - снова пробую я начать рассказ о себе. Потому что они все просят, и надо как-то однажды со всего маху выложить на чистоту все про все этим зеленым глазам с ресничками, этим веснушкам с пейсами за ушами и потерянному молочному зубу. Целый месяц шатался, не давал грызть морковку и карамель на палочке, ныл и жаловался на судьбу. Всем надоедал. Зуб обвязали ниткой и дернули в четыре руки, чтоб не так страшно и наверняка. Брызнула кровь и за ней сразу слезы. Таким прозрачным горохом, глаз не отвести. Зуб насовсем потерялся. Только дырка.
- Там, наверное, маленький зубий детеныш есть, потрогай.
Всхлипывает, пробует пальцем.
- Двадцать – это когда ты еще училась в школе?
- Нет, это когда уже немного подросла.
- Ты поженилась тогда?
- Я тогда мыла полы. Маленькая мама жила в малосемейке – одна комната плюс соседи и огромное ведро. Жестяное, серое, гремучее. Вода в нем дзынькала. Десять литров воды рухнули в красивый белый унитаз вместе с ведром. Мама была маленькой девочкой лет двадцати и не знала, что унитазы бьются вдребезги на мелкие кусочки.
Йоси совсем перестал плакать и побежал проверять, как там унитаз. Где-то у нас был суперклей, не "Момент", но кое-что. Впрочем, ведра сейчас не те - тихий скучный пластик.

- А почему негры (простите, афро-израильтяне) черные?

Из экспедиции в те места, куда даже короли ходят пешком, Оська принес очень неожиданный вопрос.
- Они слишком много шоколада едят, - улыбаюсь я.

Оська смеется.
- Нет, они из-за солнца. Подгорели. Африка - это такой материк, там очень много солнца. Ты что не знаешь?
- В Африке акулы, в Африке горилы, в Африке большие злые крокодилы - вот что я знаю.
Оська смеется, и под верхней губой сверкает белизной новенький взрослый зуб. Огромный, потому что на вырост. На всю долгую счастливую жизнь до 120. А рядом со взрослым зубом дыра от молочного, что потерялся. Так и хочется самой потрогать, вдруг там за это время уже проклюнулся зубий детеныш.

- Мама, расскажи еще.

- Что же еще? Вот слушай. Жил-был один мальчик.

- Еврей?

- Нет.

- А кто же?! Сам тебе лучше расскажу. Я хотел бы полететь высоко-высоко, мам. Прямо к месяцу. Сел бы на самый краешек и катался по всему небу.

- Я бы тоже хотела с тобой. 

- Тебе нельзя на краешек, ты обязательно свалишься. Месяц вот такой тоненький, а ты немного толстая, мама.

- На месяце кататься не возьмешь, тогда дай хоть новенький зуб потрогать.

Оська смеется, и у меня внутри расцветают диковинными цветами все мои кактусы.  

10.03.2016 22:56

В этом году два адара. По-моему, это достаточная причина для того, чтобы еще раз написать о Моше-рабейну. Все-таки он мой кумир, и нет никого, кто мог бы сравниться с ним. Не надо смеяться, вот вы лучше послушайте, что расскажу. 

Миссия Моше в этом мире завершена. Пятикнижие дописано, все указания Творца он передал евреям, так что мог покинуть этот мир, оставив народ на попечение Йеошуа.

- И пошел Моше… и сказал им: "Мне сегодня исполнилось 120 лет, не смогу я больше выходить перед вами, а Б-г сказал мне: "Ты не перейдешь Иордан". Всесильный ваш пойдет перед вами, и Он уничтожит эти народы, и вы изгоните их. А вас поведет Йеошуа, как повелел Б-г.
 
Но перед смертью Моше предстояло пройти еще два очень непростых испытания. Он должен был впервые привести Йеошуа в Шатер Откровения, чтобы Творец давал повеления преемнику в его присутствии. А также написать хвалебную песнь Богу, запершему перед ним вход в Землю Израиля.

Как поступили бы вы, если бы пришлось вдруг отдать кому-то дело всей вашей жизни по чьему-то распоряжению? Причем вас самих перевели бы в помощники этого человека?

Моше объявил, что готов во всем слушаться Йеошуа, передать ему все полномочия и даже стать его учеником. Творец как будто ловит его на слове:

- Пусть будет так, как ты хочешь.

Уже на следующее утро Моше приветствовал Йеошуа, как ученик. Преемник сидел на троне и судил народ, а Моше стоял и кланялся ему, прижимая руку к сердцу. Когда евреи пришли к своему учителю, он сказал, что потерял право преподавать Тору, и теперь Йеошуа будет учить их. Так и произошло. Йеошуа сел во главе мудрецов, Моше — справа от него, а сыновья Аарона — слева. Йеошуа судил народ и толковал Тору на глазах у Моше.

Когда они направились к Ковчегу Завета, Моше шел слева от Йеошуа. В Мишкане они разделились. Теперь пророчества принимал Йеошуа. Моше скромно отошел в сторону. Позже он спросил у преемника:
- Что сказал тебе Всевышний?
Йеошуа ответил:
- Разве в то время, когда Всевышний открывался тебе, ты рассказывал мне что-нибудь?
Услышав эти слова, Моше воскликнул:
- Лучше тысяча смертей, чем один миг зависти! Властелин мира! До сего момента я просил у Тебя жизни. Сейчас я готов возвратить Тебе мою душу.
Впрочем, мудрецы рассказывают, что Моше оказывал Йеошуа величайшие почести. Он послал глашатаев, которые приглашали всех евреев: «Приходите и слушайте нового великого пророка, который теперь будет среди нас!» Благодаря этому объявлению все пришли чествовать Йеошуа. По велению Моше, ему принесли золотой трон, жемчужный венец, царскую тиару и пурпурное одеяние. Моше сам облачил преемника в царские одежды и усадил на трон. Затем он благословил Йеошуа: «Да пребудут в мире ты и Израиль, мой народ».

Моше знал, что совсем скоро умрет. В день смерти он увидел пределы мира, чудесное спасение и радости, которые пошлет в будущем Всевышний народу Израиля, и сказал: «Как счастлив ты, Израиль, народ, который спасает Бог. К счастью, я вновь увижу вас в день, когда восстанут мертвые».
В мидрашах рассказывается, что за душой Моше Всевышний отправил ангела Самаэля - главу всех злых сил. Услышав приказ Творца, Самаэль направился к Моше и объявил:
— Я пришел за твоей душой.
— Кто послал тебя? — спросил Моше.
— Создавший все живое.
— Уходи отсюда, — сказал Моше, — я хочу восславить Всевышнего, как сказано: «Не умру, но буду жить и расскажу о деяниях Всевышнего» ("Теилим", 118).
Самаэль ответил:
— Откуда твоя гордыня, Моше? Другие тоже могут Его восславить, как сказано: «Небеса говорят о славе Всевышнего» ("Теилим", 19).
— Но, прославляя Его, я заставляю всех остальных умолкнуть, как сказано: «Внимайте Небеса — я буду говорить, будет слушать земля мои речи…» ("Дварим", 32).
Так начал Моше хвалебную песнь Творцу. "И записал Моше песню эту в тот день, и научил ей сынов Израиля… чтобы была эта песня свидетельством о сынах Израиля…" Песня Моше - свидетельство о будущем: евреи перенесут многие страдания и устоят. Всевышний будет сурово карать свой народ, но не истребит и не уничтожит его. А затем смилуется над евреями, воздаст их врагам и искупит их грехи ради Своего Имени. Так сказано в комментарии Рамбана.
Эта песня стала прощальной. Моше покидает наш мир. Евреи погружаются в траур.
"А Моше было 120 лет, когда он умер: не ослабело его зрение и не истощилась его сила. И не было пророка в Израиле , подобного Моше, которого знал бы Бог Лицом к лицу, - по всем знамениям и чудесам, которые он совершил по воле Бога в стране египетской с фараоном, и со всеми рабами его, и со всей его страной. По всем могучим делам, и по тому великому страху - по всему, что совершил Моше на глазах у всего Израиля".
Это последние слова Пятикнижия, записанного великим пророком и праведником, нашим Учителем для нас с вами. Есть великое волшебство Высшей справедливости в том, что в последнем абзаце Торы говорится о самом Моше, который посвятил всю жизнь написанию величайшей Книги всех времен, служению Всевышнему и нам – его евреям.

03.03.2016 12:15

2 марта - годовщина гибели евреев Минского гетто

Как любой ребенок, выросший в советской Белоруссии, я с детства слышала фразу:

- В годы Второй Мировой войны на территории Белоруссии погиб каждый четвертый.

«Каждый четвертый из белорусов, каждый четвертый пал на войне», - пели в телевизоре знаменитые на весь СССР «Песняры».

В школе об этом говорили учителя, и я, бездумно копируя взрослых, писала то же самое в школьных сочинениях. Тема войны обсуждалась часто, но никогда не рассматривалась с точки зрения нацистского геноцида еврейского народа. Тем более, никто не упоминал о Катастрофе белорусского еврейства - всегда и везде говорили о советских гражданах, погибших от рук немецко-фашистских захватчиков.

Только в девяностые годы прошлого века у Черного обелиска в Минске я узнала о тщательно скрываемой, страшной исторической правде, стоящей за ставшей формальностью фразой о каждом четвертом, погибшем в Белоруссии в годы войны.

Черный обелиск – памятник, установленный на территории Минского гетто – возник по инициативе белорусских евреев, чудом выживших в годы Холокоста. Они вернулись с фронта в родной город и узнали о фашистских погромах в городском гетто. Черный обелиск стал антисоветским памятником советским евреям.

Авторы памятника написали на скромной черной стеле:

- Светлая память на вечные времена пяти тысячам евреев, погибшим от рук лютых врагов человечества - фашистско-немецких злодеев 2 марта 1942 года.

По моим сведениям, Черный обелиск - единственный памятник в СССР, установленный в память о евреях, а не воинах Советской Армии и советских гражданах.

Каждый год в начале марта я вместе со всеми евреями Белоруссии вспоминаю об этом страшном событии времен Второй Мировой войны, в котором отражается вся история уничтожения белорусского еврейства.

Широко известно, что Белоруссия была чертой оседлости – местом, где царским великодушием дозволялось селиться и торговать евреям. Напомню, что территория черты оседлости была первоначально определена указом Екатерины II от 1791 года. Она возникла после Второго раздела Речи Посполитой, когда ее восточные территории, вместе с местным еврейским населением, отошли Российской империи. В черту оседлости входили специально оговоренные населённые пункты городского типа (их называли местечками, жить в сельской местности и крестьянствовать евреям также было запрещено) значительной части Польши, Литвы, Белоруссии, Бессарабии, Латвии и Западной Украины. Понятно, что этническое большинство в этих регионах к началу XX века составляли евреи. Например, в Бресте накануне Второй мировой войны согласно данным переписи населения проживало приблизительно 25 тысяч евреев (около 40% жителей города). А в 1945 году, по данным статистики, то есть после освобождения города, в нем оказалось всего 186 евреев (0, 45% горожан). Во всей Брестской области тогда же было зарегистрировано только 344 еврея, что составляло 0,075% жителей. Упрямые цифры делали среднестатистического каждого четвертого реальнее и роднее. 

Я намеренно упоминаю Западную Белоруссию, так как сама родилась в Барановичах - также еврейском местечке, где находилась знаменитая ешива рава Эльханана Вассермана «Оэль Тора». Начало Второй мировой войны застало рава Вассермана в США. Лучше многих понимая, чем грозит еврейскому народу эта война, он, тем не менее, отклонил предложение остаться в Америке. "В такие дни я не могу оставить своих мальчиков" - заявил рав Вассерман и вернулся в Барановичи. Рав Эльханан и ученики его ешивы были отправлены в ковенский Девятый форт, где вскоре погибли, освятив Имя Всевышнего.

Минск, нынешняя столица Белоруссии, также был одним из местечек черты оседлости, так что и в нем до войны преобладало еврейское население. На территории оккупированного города нацисты создали огромное гетто, куда свозили не только белорусских евреев, но и жителей Западной Европы еврейской национальности. Практически все узники гетто Минска погибли. Их тела фашисты сбрасывали в старый песчаный карьер. На этом месте, его стали называть Яма, и был установлен Черный обелиск, увековечивший память о них.

Идея поставить памятник на Яме возникла в 1945 году. К 1947 году всем миром собрали деньги на него, и известный городской камнетес Мордух Спришен из надгробья со старого еврейского кладбища на Сухой вырезал мраморный обелиск. Надпись для него на идише написал поэт Хаим Мальтинский.

Через несколько лет Мальтинского разыскали в Биробиджане, куда он уехал работать в издательство. Его приговорили к десяти годам лагерей «за попытку продать американцам Дальний Восток и часть Сибири» от Владивостока до Якутска. Ни больше, ни меньше! Камнетес Спришен был осужден также на десять лет за коллекцию пластинок советской фирмы «Мелодия» с еврейскими песнями.

Вопреки всему Черный обелиск пережил те советские времена, когда древние еврейские кладбища превращались в стадионы, а синагоги – в театры или склады.

Второго марта (в годовщину уничтожения узников Минского гетто) и 9 Мая (в День Победы) сюда по-прежнему приходят евреи, чтобы почтить память погибших в годы Холокоста. Я тоже приходила туда, когда жила в Минске, и обязательно пойду на Яму снова, как только попаду в Белоруссию. Обязательно пойду к Черному обелиску вместе с детьми и расскажу им эту пронзительную историю о святости народной памяти, чтобы они знали, что сделал нам Амалек, и никогда не забыли. 

 

Эти фотографии были сделаны на Яме в Минске вчера. Черный обелиск 2-го марта 2016 года. Фото Михаила Маликина. 

Сердечно благодарю писателя Михаила Володина, уже многие годы кропотливо собирающего архивные материалы, фото и документы о еврейском Минске, за помощь в подготовке этого материала.

25.02.2016 09:53

Ибо не перейдешь ты Иордан!

Желания и стремления - мотор нашей жизни. Мы хотим, значит, живем и развиваемся. Так устроен мир, что не все и не всегда мы можем получить самостоятельно. Часто для достижения цели приходится обращаться к кому-то и просить. Мы просим очень вежливо, потом вежливо-настойчиво, потом вежливо-убедительно, потом… 

Слышите, вот он кричит. Это мой маленький сын требует шоколад до обеда. Он хочет его сейчас, немедленно, сразу. Ему необходим шоколад. Он просит, умоляет и плачет-плачет-плачет, кричит и требует все громче. Он для меня плачет, зная, что мама - исполнитель его желаний.

В какой-то момент каждый человек понимает, что не все в силах человеческих и в людской компетенции. Даже мама не все может. Поймет это и мой сын, и его серьезные просьбы будут обращены к Небесам. Точно зная, что необходимо, он будет умолять, просить и плакать-плакать-плакать, потому что его желания очень сильны, он знает, чего хочет. Что Творец ответит на его молитву?

На молитву Моше-рабейну Вс-вышний ответил отказом. А Моше очень хотел войти в Землю Израиля. Он точно знал, что необходимо именно это, и умолял снова и снова. 
В Адаре ( 7 числа) день рождения и йорцайт (день смерти) Моше - единственного еврейского пророка, разговаривавшего с Творцом лицом к Лицу. Именно он передал Тору народу Израиля, вывел евреев из Египта и дважды принес им Скрижали Завета. Под его руководством в пустыне был построен Мишкан, через него Всевышний передавал все необходимые указания Его народу, потому что пророчество Моше было кристально чистым, прямым и ясным, как ни у одного другого еврейского пророка.
Однако, и это потрясающий факт, Б-г ответил пророку: "НЕТ" и не разрешил Моше войти в Святую Землю. Более того, Он даже запретил ему молиться об этом. В главе "Ваэтханан" Моше говорит евреям: "Но разгневался на меня Б-г из-за вас и не стал слушать. И сказал мне Б-г: "Довольно! Больше не проси меня об этом!""
В общем-то, Моше знал, что ему уже вынесен приговор. Еще после греха разведчиков Всевышний сказал ему: "Ты тоже не войдешь туда…" ("Дварим", 1:37-38). Через 39 лет странствий по пустыне, когда Моше дважды ударил посохом по скале у Вод Раздора, Творец снова говорит: "… не введете вы (Моше и Аарон) эту общину в землю, которую Я даровал им" ("Бемидбар", 20:12).
Но в сердце Моше жила надежда на отмену приговора. В мидраше сказано, что после завоевания восточного берега Иордана Моше возобновляет молитвы. Он снова и снова умолял Творца дать ему возможность войти в Землю Израиля. Моше произнес 515 молитв - это числовое значение самого слова "веэтханен" - "и молил". В мидраше также рассказывается, что Моше долго постился, а потом, вырыв вокруг себя небольшой ров, сказал Творцу: "Я не сдвинусь отсюда, пока не будет отменен этот приговор!" Каббалисты объясняют, что Моше так стремился войти в Святую Землю, потому что знал: Храм, построенный им, никогда не будет разрушен.
Однако приговор Творца не смог изменить даже Моше-рабейну. По мнению знатоков каббалы, для того чтобы Моше мог построить Храм, который уже не будет разрушен, еврейский народ должен был находиться на уровне высочайшей праведности, чего, увы, не было. Так что даже возведение Храма самим Моше-рабейну не помешало бы евреям нарушать волю Б-га в Святой Земле также, как они делали это в пустыне. И тогда вся сила гнева Творца обрушилась бы не на Храм, который не мог быть разрушен, а на согрешивший народ. Возможно, до его полного уничтожения. Конечно, величайший из пророков знал и об этом. Он любил евреев и отступил.
Творец сказал ему:
- Моше, в свое время Я дал две клятвы. Одну, что уничтожу еврейский народ за грех золотого тельца, и другую — что ты не войдешь в Святую Землю. Первую клятву Я отменил, когда ты умолял Меня: «Прости же!» Теперь ты снова просишь Меня отменить клятву и уступить тебе, ты говоришь: «Да перейду я Иордан!» Ты держишь веревку за оба конца! Если ты хочешь, чтобы исполнилось «перейду я…» - откажись от «прости же!» Если ты все-таки хочешь, чтобы исполнилось «прости же!» — молитва о спасении народа Израиля, то откажись от «перейду я…»
Отказаться от "прости же" Моше никак не мог. Даже во имя его Огромной Хрустальной Мечты о Святой Земле. Он ответил Творцу:
- Властелин мира! Пусть лучше погибнут Моше и тысяча подобных ему, чем падет один-единственный волосок с головы любого еврея.
Моше умер в стране Моав. А евреи пришли в Землю Израиля попозже с его учеником Иегошуа.
В глобальной системе мироздания, хитросплетением событий которого руководит Единственный и Единый Творец, есть множество возможностей, открытых путей и распахнутых дверей, но иногда, упираясь в тяжелый замок и понимая, что в данный момент задача не решается, стоит вспомнить, что Моше-рабейну, в конечном счете, не вошел в Землю Израиля, потому что для этого еще просто не пришло время. Все сотворенное не было готово к этому.
Стоит вспомнить и немного подождать, как любой малыш ждет обеда, чтобы, наконец, съесть этот ненужный, но обязательный суп, после которого мама обязательно даст желанный шоколад.

 

18.02.2016 09:46

- Я знаю, почему в яйце есть вот это желтое внутри! - Ося тычет палец в яичницын солнечный глаз. - На заводе, когда яйцо делают, внутрь наливают желтое масло.

- Йоси, это курица нам приносит яйца. Их не делают на заводе! - Аарон накалывает вилкой кусочек яичницы-глазуньи. Сегодня на ужин его любимое блюдо.

- Курица - сама себе завод, а это желтое, кстати, желток называется, - говорит мама.

- А я знаю, как курица делает яйца! Она вот так делает.

Ося катает в ладошках воображаемого пластилинового колобка и сплющивает его круглые бока. Пока Оськина курица лепит яйца из пластилина, мама мажет ему булку сливочным маслом. Потом достает из пакета еще одну для Аарона.

- Вот так курица делает яйцо, - Оська тычет сложенные лодочкой ладошки маме в лицо. - А где она берет желтое масло и как в него засовывает?!

- Ей Б-г дает. Он создал весь мир, и курицу, и это желтое для яиц – вообще все при все сделал. А где булка для меня?

Аарон кладет вилку в опустевшую тарелку и оглядывает стол.

- А может, Б-г дал курице сразу много-премного яиц? Он сам сделал яйца, а потом куриц, и им все яйца дал, чтоб нам приносили.

Оська задумчиво раскачивается на стуле. Научная гипотеза требует осмысления.

- Нет, Б-г сначала курицу сделал, - опровергает идею брата Аарон. - Он ей специально желтое масло дал, чтоб она могла сама делать яйца, правда, мама?

Для подтверждения научных гипотез нужны опытные эксперты.

- Не надо маму впутывать в эту вечную историю. Мне некогда разрешать амбивалентные ситуации.

- Что?! – хором распахивают рты натуралисты.

- В общем, науке неизвестно, кто раньше – яйцо или курица, но мы-то с вами умные люди и кое-что в жизни понимаем.

Мама заварила чай в пузатом чайничке с оранжевыми горохами и достала с высокой полки свою любимую чашку и стаканы для мальчиков. Вытащила из холодильника банку смородинового варенья и села у стола.

- Курица – это мама или ребенок?

- Курица – это мама. Ее ребенок называется цыпленок, я это еще в детском саду знал, - сказал Аарон.

- Я тоже мама. Вы давно со мной знакомы. Я старше вас, а кто старше, тот первый родился.

- Самым первым родился Адам, - вспомнил Аарон.

- После него через какое-то время я родилась, а потом у меня появились вы. Б-г сначала делает маму, а потом дает ей деток. Мамам  - мальчиков или девочек, а курице – цыплят.

-  А когда он делает яйца, скажи?! – торопливо проглатывает кусок булки Оська.

- Яйца потом мама-курица несет. Из них рождаются ее дети-цыплята.

- Я съел куриного ребенка?!

Оська сокрушенно смотрит на свою пустую тарелку с желтыми яичными разводами. Он уже готов захлюпать носом.

- Мы едим яйца, где нет цыплят. Не надо плакать. Цыплята с мамой-курицей живут. Поедем деревню смотреть на них, хочешь? – спрашивает мама.

- Я читал, что курица сидит на яйцах и греет их, чтоб в них цыплята побыстрее вырастали и вылуп… вылюб… выковыривались.

Аарон пробует чай, морщится и двигает поближе сахарницу. 

– Это называется, что курица высиживает цыплят.

- И мне сахару! - требует Оська. - Мама, а ты нас долго высиживала, когда тебя Б-г уже сделал?

11.02.2016 06:32

Рита спускалась по ступеням к Котелю с желанным эспрессо в руках. Кофе в миниатюрном бумажном стаканчике был таким ароматным, что хотелось долго-долго дышать этим нежным и сильным запахом. Просто глубоко дышать.
- Это кофе у тебя?!
Рита вздрогнула от резкого окрика. Ее позвал местный нищий. Белая рубаха и черная кипа выглядели на нем карнавальным костюмом. Одутловатое серое лицо, уставший от всего взгляд.
- Ты хочешь?
- Да!
Он смотрел на стаканчик с так хорошо знакомым ей вожделением кофемана.
- Возьми.
- Я могу заплатить.
Он тряхнул почти пустым стаканчиком с медяками.
- Что ты, не нужно. Наслаждайся!
Рита махнула ему рукой и побежала по ступеням к Стене. Приятно быть великодушной. Особенно у Котеля. Тем более, она всегда больше любила кофе со льдом.

Ледяной кофе с шоколадом - неплохая анестезия. Может заморозить боль и отодвинуть беду. Рита выключила Скайп и вышла из дому.

- Кофейный коктейль со льдом и шоколадом! – сказала девушке у стойки.  
- Вау! Здорово!
Девушка вскинула вверх большой палец.
- Ты хочешь диетический?
- Обычный.
- Молоко диетическое?
- Обычное.
- Здорово!
В глазах девушки - живой интерес к коктейлю, в руках - шоколадный соус. Прикусив нижнюю губу, она малюет шоколадные граффити на стенках большого пластикового стакана.
- Здорово! – вскинула Рита большой палец на прощание и приникла губами к трубочке. – Очень вкусно. Спасибо!
- На здоровье! – сложила ладони сердечком девушка у стойки и улыбнулась.
 

Свекор велел приезжать, потому что уже скоро. Так и сказал по Скайпу, что чувствует это. Рита еле дослушала и выбежала за кофе со льдом.

Он долго говорил, сыпал колючими льдинками. Покашливал, прерывисто дышал, будто замерз и все никак не может отогреться, будто холод мешает рассказу о переезде в дом престарелых.
- У меня нет выбора, - выкашливал он Рите в лицо. - Позвоночник не держит, голова идет кругом.
Свекор – Израиль Абрамович - сильный человек. Несколько дней назад у него был день рождения. 86 лет. Самостоятельность и независимость. В начале восьмидесятых Израиль Абрамович защитил докторскую по математике. Рита никак не могла запомнить тему, да что ж такое с этой памятью. Израиль Абрамович – советский доктор математических наук, а там израильские агрессоры крушат мирно пасущиеся арабские танки. Прогрессивное человечество осуждало. Израилю Абрамовичу намекали на неловкость момента. Но он даже в Иссака отказался переписываться.
К ним переезжать он тоже отказался.
- У вас дети, вы молодые, буду вам мешать. Я уж сам. Ничего-ничего, справляюсь потихоньку.
Сам-сам. Ни от кого не зависеть - очень важно.
Только давление, только голова, только слабость, только спина. Только некому принести кофе со льдом и шоколадом.
Холод одиночества безо всякой анестезии. Это совсем не здорово.

Рита подошла к Стене и прижала ладони к прохладному камню. 

04.02.2016 01:47

Комплименты

Вся семья наряжается перед праздничным субботним застольем. Мама, конечно, тоже. Сережки, кулон с рубином, лакированные туфли. Мама приосанилась, улыбнулась себе в зеркало и вышла в гостиную. Мальчики встретили ее восхищенно.
Оська сказал:
- Мама, ты как невеста!
Мама зарделась.
- Нет, мама как принцесса. Йоси, принцесса лучше, чем невеста, - сказал Аарон.
Мама услышала и растаяла. На минуточку. На дольше не смогла, обязана была собраться и сообразить, откуда Аарон знает про принцессу. Она ему не рассказывала про принцесс. Пелерина, крохотная золотая корона, пони в яблоках, папин трон. А что рассказывать? Принцесса - все равно девочка, а потому, наверняка, хочет стать невестой, когда вырастет.

А ведь могла бы просто играть с бриллиантами.

 

Извините

Одна умная женщина сказала маме, что родителям стоит порой извиняться перед детьми. За нечаянный нервный крик, за грубое замечание, за невыполненное обещание… - вообще, стоит. Есть ведь за что, в самом деле. 
- Те дети, перед которыми родители извиняются, когда обидели, растут другими людьми, - пообещала та умная женщина. Кстати, психолог по совместительству. Мама вообще-то не особенно любит советы психологов, но иногда вдруг прислушивается. Думает, может они, правда, чуть больше где-то чего-то как-то.
В общем, однажды мамы очень устала, а дети расшалились, и штора упала, а мама пролила молоко, а малышка Хана-Либочка села в молочную лужу, и у мамы от этого всего были нервы, она всего-то человек и не железная нигде.

В общем, после ужина, когда все немного отдохнули и успокоились, мама решилась. Она сказала детям свое виноватое "извините", увидела, как кивают, как слезы прячут от растаявшей обиды, как потом улыбаются. Тихо так, успокоенно. Мама теперь вырастет другим человеком, психолог была права.

Благословение

- А где живет рав Каневский? - интересуется Аарон.
- В Бней-Браке, - ответила мама. - Я однажды была в синагоге, где он молится, разговаривала с рабанит Каневской.
- А что ты ей сказала?
- Попросила благословить меня на рождение хороших детей. Красивых и умненьких.
- Вот ты и удостоилась!

Обаяние

Аарон объясняет:
- Мама, знаешь, почему Б-г делает младенцев такими симпатичными? Это потому, что им нужно очень много заботы и внимания. Они все время маму зовут, но говорить не умеют, только плачут и громко кричат.

Б-г специально сделал малышей очень симпатичными, поэтому все их терпят и даже им радуются.

28.01.2016 05:02

Субботние песни Ханы-Либы

Хана-Либа ухватилась за выдвинутую полку с игрушками, подтянулась и встала на ножки. Теперь заветная цель - музыкальный центр – прямо над головой. Надо только на цыпочки встать и тыкнуть пальцем.
- Ы-ы-ы-ы-ы-ы, - возмутилась Хана-Либа. После точного попадания в кнопку музыка не грянула.
- Э-э-э-э-э! – взывала к электронной совести аппарата девочка и энергично дирижировала обеими руками. Давай, мол, пой уже. Музыкальный ящик не отвечал. Хана-Либа подергала его за длинный белый шнур в надежде внушить технике вдохновение. Шнур прощально помахал выдернутой из розетки вилкой.
- И-и-и-и-и-и-и-и!!! – закричала Хана-Либа, возвещая дальних соседей и ближайших родственников о музыкальном предательстве, и легла на пол лицом вниз. Но тут:
- Шир а-маалот бешув АШем, - запел папа, начавший читать молитву после субботней трапезы.
Девочка села и повернулась на звук. Подползла к дивану, чтоб встать на ножки, и направилась к папе. Она ухватилась за его колени, заглянула в лицо и уточнила, для надежности снова и снова повторяя жест дирижера:
- Э-э-э-э-э-э-э?! 
- Эт шиват циен аину кехолмим, - уверенно продолжил папа.
- Ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы! – улыбнулась счастливая девочка и протянула ручки, чтоб взял к себе петь.
- … Бо яво верина носе алумотав, - допел папа и стал читать дальше молча.
- Э-э-э-э-э-э-э-э!!!
Хана-Либа взяла папино лицо обеими руками и притянула к своей щеке. Сообразительный папа чмокнул розовую щечку. Девочка улыбнулась и подирижировала перед папиным носом.
- Азан эт а-олам куло… - послушно затянул папа в ответ.

Оськина борода

- Мама, посмотри, у меня уже немного растет борода?
Оська вытягивает шею вверх и встает на цыпочки. Старательно придвигает поближе к маминому носу пухлые абрикосовые щечки, которые пахнут летним арбузом и немного корицей. Ося - большой любитель булочек, вот и сейчас во рту кусок рогалика.
Мама внимательно смотрит на щечки и разводит руками.
- Пока не начала расти.
- Надо не на щеки смотреть. А вот сюда! - тычет Оська себе под нос. - У Аарона тут уже начала немного!
- Так Аарон-то уже в третьем классе. У него уже, конечно!
- А у меня к Пуриму уже вырастет, мам? Я хочу быть Моше-рабейну на празднике Пурим. Нет, лучше царем Давидом! Нужна борода. Вырастет к Пуриму, мам?
Мама обнимает Оську и чмокает в нос, под которым сын собирается в кратчайшие сроки вырастить бороду.
- Ты умывайся почаще. Когда поливаешь, все растет.

Домашний питомец

Йоси материализовал вымышленного друга. Теперь с нами живет милый нанопитомец Юсби.

Тефтельки 

- Мама, а что ты нам дашь на сладкое после тефтелек?
- Я вам дам ничего, потому что вы уже до тефтелек съели слишком много сладкого.
- Так и знал. Я не хочу есть, - капризничает Йоси.
- А я буду есть вкусные тефтельки, чтобы быть сильным и здоровым. Есть мясо очень полезно, в нем много железа. Я хочу быть сильным, - вдохновляет детей папа.
- Правильно! А вы для чего едите тефтельки? - спрашивает мама.
- Чтобы получить сладости! - в один голос отвечают дети.

Игра

Дети играли в папу и маму. Аарон повязал косынку, укачал куклу в коляске и сел к компьютеру. Йоси снял шляпу и прилег на диван.

К вопросу о социальном статусе

Мы жили долго и счастливо. За это время в полную и окончательную негодность пришел салонный тюль. Эти все прятки-прыгалки и верчения-кручения с бегалками подорвали его ажурное величие до лохматых рюшей. Что-то там я штопала по началу, а потом отчаялась.
А третьего дня нашла другой тюль. Очень красивый и идеально подходящий под наши портьеры. Тут недалеко в интернете продавали.
- Какой красивый! - восхитился романтичный Аарон. - Теперь у нас шторы, как у богатых.
- А мы бедные, - заметил практичный Йоси.
- Нет! Мы не бедные! Видишь, какие у нас шторы! - сказал Аарон.
Я даже не предполагала, что социальный статус меняется настолько просто.

21.01.2016 14:15

В супермаркетах сейчас очень красиво. Скоро будем праздновать Ту би-шват  - новый год деревьев с его главной детской песней:

Ту би-шват приходит -

Праздник для дубов...

В честь наступающего праздника магазины завалены разнообразными сухофруктами и цукатами. Привычным черносливом, урюком и изюмом и яркими тропическими папайей, ананасом, киви. Микроскопические китайские апельсинчики и этрог в сахаре, сахаренные дольки апельсинов и лимонов в шоколаде, всевозможные глазурованные орехи. Добавьте к этому натуральную пастилу из тропических фруктов в симпатичных рулончиках и поймите, вы в раю – главное, не смотрите на ценники.

Сразу у входа в супермаркет стоят огромные столы, заваленные всем этим сладким добром, которое можно купить оптом и в розницу. Сервированы небольшие сувенирные тарелки с орехами и сухофруктами, огромные блюда и специальные подносы со множеством отделений - под каждый вид фруктов свой отсек. Вокруг этого счастья шарики гирляндами. Ту би-шват - это наш израильский новый год.

Рассказывают, что деревья, увидев дарованный людям красивый праздник Рош а-Шана, преисполнились зависти и попросили Творца, чтобы и им был установлен подобный день - начало начал. Так как в месяце шват деревья в Израиле просыпаются после зимней спячки, то именно это время и было избрано для праздника.

Мы катимся с тележкой к ту би-шватным столам. Дети атакуют просьбами о папайевой пастиле и орехах в шоколаде. Сквозь их гомон я слышу голос взрослого человека, который обращается ко мне, но не могу понять, что же он мне говорит, поэтому оборачиваюсь.

Не далеко от ярких праздничных столов стоит худощавый мужчина с интеллигентным усталым лицом.

- Моя семья нуждается, - тихо говорит он. - Помоги, если можешь.

Я больше угадываю его слова, чем слышу их на самом деле.

- Он просит цдаку, у тебя есть шекели, - дергает меня за рукав Аарон.

По-русски слово цдака удобнее всего перевести как милостыня. Но это очень неподходящее слово для перевода, потому что цдака на иврите означает справедливость или праведность.

Почему этот человек просит о помощи здесь и сейчас, а именно я иду ему на встречу? Не известно. Он не выглядит больным, инвалидом или просто опустившимся человеком. Почему же он не зарабатывает на себя и свою семью? Не известно. Ему явно не ловко стоять здесь, у всех на виду, и без конца повторять просьбу о помощи. Почему же он тут? Не известно.

Но никто не спрашивает его об этом. Человек просит помочь, значит, ему, действительно, нужна  помощь. Проходящие мимо люди просто передают ему монеты. Делают это через снующих по магазину детей. Принимать деньги от ребенка легче, можно не смущаться. Я сделала то же самое. Вытащила из кошелька несколько шекелевых монет и попросила Йоси и Аарона передать их собирателю цдаки. Они радостно побежали отдавать деньги и стали частью круговорота добра в нашем жестком мире. Все-таки когда сам помогаешь в ответ на чужую просьбу, то больше надежд на то, что и тебе помогут, если потребуется. Будет ли у тебя завтра в руках кошелек, а в нем деньги, никому не известно. Но мы живем верой в добро и справедливость – цдаку с Небес.

С груженой недельным запасом продуктов тележкой мы с мальчиками выкатились из магазина. Прямо перед нами веселый и энергичный парень торговал книгами – Мишнайот с комментариями - и тематическими дисками. Его лоток на колесах был симпатично оформлен в бело-голубой гамме. Йоси и Аарон подскочили туда рассмотреть товар поближе.

- А вы что хотите? У вас деньги есть?

Мальчики растеряно посмотрели в мою сторону. Я развела руками. Мол, ничего покупать не планирую, простите.

- Я вам дам шоколадную конфету. Но не бесплатно, - сказал продавец. – Вместо оплаты очень громко скажите благословение, чтобы все, кто услышит, ответили «Амень!»

Мальчики с восторгом схватили шоколад и проорали благословения. За старания получили еще по конфете.

- Это вам в честь наступающей субботы, - сказал торговец. – Хотите загадку? Отгадаете, дам еще шоколад.

Дети впились в него взглядами.

- Слушайте внимательно, - предупредил продавец. – У отца Дани было три сына Авраам, Ицхак и?  Ну, кто был третьим? Авраам, Ицхак и?

- Яаков, - немедленно покупаются мои дети.

- Все так отвечают, - хохочет продавец и снова вручает им по конфете.

Почему он и его передвижная тележка оказались здесь в ту самую минуту, когда мы выходили из магазина, а главное, что это за бесплатная раздача шоколада, которой раньше здесь никогда не случалось? Не известно. 

Страницы:
< предыдущая | следующая >
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Отчет об отправке
Наши страницы в соцсетях:
Facebook | ВКонтакте | ЖЖ | Twitter
Магазин еврейской книги
Просьба молиться
Еврейский календарь
Радио Толдот — в эфире!
Кадиш и ЙорЦайт
Еврейские знакомства
Вопрос раввину
Семейная консультация
Приложения для iOS Толдот.ру Сидур ТаНаХ
Приложения для Android Толдот.ру Сидур

телефон: (972)-25-400-005
факс: (972)-25-400-946
имейл: info@toldot.ru
Toldos Yeshurun
PO Box 23156
Jerusalem 9123101
Israel
© 5762—5775 «Толдот Йешурун»
Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru после каждого процитированного материала
Статкаунтер:

просмотров
Facebook | ВКонтакте | ЖЖ | Twitter | Google+