Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Преступные мысли тяжелее самого преступления»В.Талмуд, Йома 29а

Усилия напрасные и необходимые (3)

Отложить Отложено

По книге раби Менахема Зеева Маора "Иштадлут а-маамин"

 

 

Авраам у Паро.

 

Когда Авраам спустился вместе с Сарой в Мицраим, его жизнь оказалась в смертельной опасности.

Авраам предпринял некоторые превентивные меры. Свою жену оно поместил в специальный контейнер, чтобы избежать нескромных взоров египтян. Когда это не помогло и Сару обнаружили, Авраам заявил, что это его сестра.

 

Объясняет Мальбим, что это было мудрое решение, продиктованное знанием жизни, ведь всякий, кто захотел бы взять Сару в жёны, по существующим в то время правилам, обязан был сначала обратиться к её брату и заплатить требуемый им выкуп. Естественно, что Авраам назвал бы цену, которая бы никому не была по зубам, и таким бы образом избежал неприятностей.

 

Однако Рамбан (Берешит,12,13) отзывается по этому поводу совсем иначе. Знай, говорит он, что Аврааму его поступок был засчитан, как грех, совершённый по ошибке. Даже ощущая опасность для жизни, он не должен был вводить свою праведную жену в столь двусмысленную ситуацию. Авраам обязан был верить, что Вс-вышний выручит и его, и Сару из этой ловушки, "ибо есть у Всесильного сила помочь и спасти"!

 

Со слов Рамбана получается, что будущий приказ Фараона "оставлять в живых младенцев женского пола", чтобы использовать их для разврата (Шмот,1,22), как раз и явился следствием "излишних" усилий, предпринятых Авраамом.

 

Выходит, что за минимальные меры, - которые для нас были бы явно недостаточными, - не смотря на опасность для жизни, с Авраама было взыскано так, словно он совершил тяжкий промах, в результате которого пострадали и его потомки, а дочери дочерей были отданы на потеху египтян.

 

Усилия Агарь по спасению сына

 

Агарь была отослана из дома Авраама, нашего праотца, вместе со своим больным сыном. Ей пришлось нести семнадцатилетнего Ишмаэля на плечах вместе с запасом пищи и бурдюком воды. Она заблудилась в пустыне, вода кончилась, а Ишмаэль вот-вот должен был умереть от жажды. Вс-вышний сотворил чудо и показал ей колодец с водой. Написано дальше, что Агарь первым делом "подошла и наполнила бурдюк водою", и лишь потом "напоила юношу" (Берешит,21,19).

 

На наш взгляд, поведение Агарь в данной ситуации, безукоризненно, однако, если вспомнить о её духовном уровне, о котором свидетельствует её выбор стать рабыней в доме Авраама, вместо того, чтобы оставаться госпожой в Египте (Берешит рабо,45,1), её усилия окажутся излишними. Излишними в том, что она предпочла наполнить водою про запас бурдюк, боясь, что чудесный колодец также внезапно исчезнет, как и появился. В Мидраше её поведение характеризуется, как "недостаток веры". (Берешит рабо, 53,19)

 

Яков и Эсав

 

Яков, наш праотец, готовится к встрече с братом, который "жаждет его крови".

Опасаясь за свою жизнь и жизнь своей семьи, Яков приносит Эсаву дары, молится и готовится к войне. Яков делит свой стан надвое - "если один подвергнется нападению, оставшийся спасётся". РаШИ объясняет: спасётся, пока Яков будет воевать с Эсавом.

 

Но ещё раньше Яков посылает Эсаву почётные подношения – драгоценные камни и жемчуг, а также, одно за другим, стада животных и скот общей численностью 580 голов. Но и этого Якову кажется недостаточным, он посылает стада частями, чтобы "наполнить чаяния этого злодея". И венчает всё приказ пастухам передать Эсаву слово в слово: "Это дар раба твоего Якова послан господину моему, Эсаву"

 

Яков посылает к брату специального посланника, чтобы сказать: "Я проживал с Лаваном". – То есть, не сделался я ни вельможей, ни князем, но лишь "временно проживал". Не стоит тебе ненавидеть меня из-за благословений, которыми наделил меня отец, одно из которых - "Станешь ты господином брату своему" - не исполнилась вовсе. (РаШИ,Берейшит, 32, 5).

 

 Что происходит во время встречи?

Мидраш говорит, что когда Эсав приблизился к Якову, его стремление уничтожить брата стало столь сильным, что он готов был "разгрызть его собственными зубами". Потому и написано слово "поцеловать" – "ленашко" с особыми знаками, чтобы мы поняли, что Эсав намеревался на самом деле "ленашхо" – "укусить", вцепиться в горло своего врага.  

Якова спасло лишь чудо. Шея внезапно сделалась твёрдой, "как мрамор", и Эсав обломал все зубы. Когда пасук говорит, что Эсав заплакал - он плакал от боли (Таргум Йонатан бен Узиэль).

 

Таким образом, вся сложная и вполне понятная подготовка Якова к встрече с Эсавом, не принесла ни малейшего результата. Если бы не явное чудо, случившееся в самый последний момент и спасшее жизнь Якову, ему бы ничего не помогло.

 

Более того, пишет Ялкут Шимони, если в начале Эсав хотел убить брата, попросту выпустив по нему стрелу, то в конце его ненависть достигла столь немыслимых размеров, стала настолько кровожадной, что Эсав уже не помышлял умертвить Якова иначе, как, вцепившись в горло, собственноручно выпив его кровь.

 

Усилия Якова не только ничем не помогли, но наоборот, лишь усилили стремление Эсава его уничтожить. Всё, что удалось Якову своим иштадлутом – лишь раздразнить звериную сущность Эсава.

Теги: , Переводы, Еврейство