Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Чудо и природа

Отложить Отложено

Что отделяет чудо от природы? Разве и то и другое не от Творца? - Даже верующим людям этот вопрос может показаться наивным. "Конечно, - скажут они, - всё от Б-га, однако природа - это то, что действует по принципу "причина-следствие", который Он сам и создал! И это - реальность этого мира. Лишь иногда, в особых случаях, для тех кто этого достоин, Творец выводит вещи из принятых Им ограничений и допускает открытые чудеса, которые не имеют под собой никакой естественной подоплёки. Так проявлялись все чудеса, упомянутые в Торе и переданные Мудрецами".

А если мы в ответ спросим: а что такое причина и следствие? Почему для следствия вообще требуется причина? Например: что заставляет расти и созревать урожай? - Нам скажут  в ответ: это же ясно! Взрыхлили землю, пробороновали пашню, посеяли зерно, поливали, пололи, - вот вам и природные причины, следствием которых явился урожай. А если мы спросим: "Но почему указанные действия приводят к появлению урожая?", - над нами начнут открыто смеяться, говоря сквозь смех: "Да езжайте на ближайшую ферму и увидите всё это собственными глазами, ведь так ведётся испокон века, это как раз те действия, которые Творец установил, чтобы урожай вырос, или, другими словами - природные причины".

И всё же, если уж быть точным, и углубиться в тему ещё глубже, нам следует задать следующий вопрос: знаем ли мы в действительности, что именно эта конкретная причина запускает конкретное следствие, не является ли на самом деле любое явление в мире лишь постоянно повторяющимся чудом, и мы просто к нему привыкли?

И для примера представим себе, что увидели могилу, где человек похоронен так долго, что тело разложилось в прах и стало почти неотличимо от земли. Представим себе, как мало помалу из глубины могилы произрастает человеческое тело, тянется из земли, могила открывается и показывается человек целым и живым, как и все живые? Что бы мы сказали на это? Разве это не было бы великим чудом, которое бы по праву называлось возрождением из мёртвых?

А если так, как же мы не замечаем то же чудо, происходящее с каждым урожаем? Зерно, посеянное в землю, по мере разложения, начинает расти из собственного же праха! Разве это не в точности такое же возрождение из мёртвых, о котором мы только что упомянули? Разве это не похоже одно к одному? И разница лишь в том, что к восстанию живых людей из мёртвых мы не привыкли, а возрождение растений из праха - для нас обычное дело. Если бы привыкли наоборот, то оживление человеческих останков на кладбище стало бы для нас "природой", а произрастание злаков назвали бы чудом. Проще говоря, природа - это и есть то, к чему мы привыкли, а чудо - явление из ряда вон выходящее.[1]

На самом деле чудо и природу не разделяет ничего. Это одно и то же. На свете всё - чудо. Во всей Вселенной нет иной причины, кроме как желания Творца. Всё, что Он хочет, происходит напрямую и без посредников. Все сложнейшие механизмы, которые якобы осуществляют в этом мире те или иные явления - ни что иное, как маскировка, скрывающая от нас истинное положение вещей, головоломка, дающая нам самим возможность отыскать дорогу к Творцу.

Недаром этот принцип находит своё отражение в Гемаре (Бава Мециа,42,1): "Благословение покоится лишь на том, что скрыто от глаз". Если мы вдумаемся в это высказывание с позиции тех, кто считает природу за реальность, то окажемся в затруднении: зачем это понадобилось Всевышнему делать чудо именно с тем, чего не видно? Пусть бы всё пришло человеку "естественным" путём? Единственный ответ: природа - не является настоящей реальностью, она - лишь для отвода глаз, она даёт возможность нам ошибиться. Скрытая от взгляда вещь не требует "привычных" нам "естественных" путей, там всё происходит напрямую, потому то и благословение приходит "напрямую". Реальность же, как уже сказано - это воля Творца, и больше ничего. То, что мы зовём природой - это тоже Его воля дать нам возможность самим отыскать Его сквозь гущу "причинно - следственных" иллюзий.[2] Это Он пожелал, чтобы истинное положение вещей оделось  в "природные" одежды. Но эти одежды не касаются вещи, полностью сокрытой от взгляда, когда маскарада не требуется.

По книге раби Элияу Деслера "Михтав ми Элияу".


[1]Один мой знакомый однажды сказал, что для еврейских детей, родившихся в пустыне во времена Моше рабейну, было обычным делом, "природой", когда каждое утро выпадал ман с Небес, и его нужно было лишь собрать. На него даже благословляли: "Благословен Вс-шний, дающий хлеб с Небес". Когда же они вступили в Землю Израиля, глазам их предстало великое Чудо: зерно, брошенное в землю, не гнило, не пропадало, но давало ростки, из которых получался хлеб.

[2]Недаром же этот мир зовётся "Альма де-Шикра" - "Мир Иллюзий".

 

Читайте обзор по теме Чудо и чудеса

Теги: Еврейство