Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Ничто и никто здесь, на земле, не испугает меня: ни ангел, ни даже ангел страха. Но жалобы нищего заставляют меня содрогнуться»Раби Хуне из Колошиц

Что наша вера?

Отложить Отложено

 

 

Человек на первых стадиях тшувы частенько спрашивает: Не будет ли с него довольно сознания, что Творец существует? Что, собственно, ещё нужно человеку в этом мире, чтобы оставаться в рамках порядочности и культуры? И этот взгляд на веру присущ большинству народов мира.

 

Однако Рамбам в «Игерет Тейман» говорит: «Различие понятий веры в нашей религии и верованиях, которые ей пытаются подражать, подобно разнице между живым, чувствующим человеком и статуей, изваянной скульптором из дерева или отлитой из металла».

 

А пророк уточняет (Хабакук,2,4): "צדיק באמונתו יחיה" - «Праведник будет жить своей верой». От нас требуется живая вера, мы должны ею жить. Всевышний ждёт чего-то большего, чем философское знание или нарочитый обряд, не дай Б-г. Он – "אלקים חיים" - «Всесильный Живой», настоящая реальность, поддерживающая в нас жизнь в каждое из мгновений, и сопровождающая нас в любом из поколений.

 

Такое восприятие Творца Вселенной влияет на все аспекты нашей жизни, и это наполнение каждой из мицвот. Как пишет Рамо в Шульхан арухе, в самом первом разделе: ««Представлял я Всевышнего, (словно Он) передо мной всегда»* - важнейшее правило в Торе… Ведь осанка человека, его жесты и поступки, когда он один в доме, не похожи на его позу, жесты и поступки, когда перед ним великий царь, так же, как и речь его, и язык, когда человек в кругу семьи, не похожи на речь и язык, когда он в царских покоях».

 

Стояние перед Царём - это и есть образ настоящего еврея, для которого Творец всегда здесь, рядом, в его мире каждый миг.

 

Понятно, что и в этом различаются уровни. До выхода из Египта евреи также назывались «верующими», они верили в традицию, переданную их отцам, в приход Избавителя, который выведет их из рабства. Но не сравнить этот уровень с тем, которого достигли евреи после всех чудес Исхода, включая Расступившееся Море. «И увидел народ и поверил в Творца и в Моше, раба Его».

 

Всевышний показал нам все эти чудеса, поскольку желал, чтобы вера в душе евреев стал ясным, реальным ощущением. Существование Творца для нас должно быть столь понятным и бесспорным, как бесспорно и чувственно существование этого мира.

 

Другими словами, недостаточно того, что человек однажды понял, что у мира есть Творец. Веру нужно пестовать в душе постоянно, как растение, требующее непрерывного ухода. И на это есть особая заповедь – «Я Г-дь, Б-г твой….» - первая среди десяти заповедей. Как говорит Ридбаз: «Человек обязан отыскивать веру в душе и сердце своём постоянно». Кто не пытается этого делать, в сущности, ещё не знает, что такое вера.

 

К этому стоит добавить, что первые ростки веры, пробуждённые чьей-то лекцией, чудесными «совпадениями», числовыми наитиями, гематрией – это только начало, - они служат лишь цели остановить рутину, вырвать человека из всегдашней отрешённости от факта, что Творец существует, но недостаточны, чтобы зажечь в человеке «живую» веру. Для этого нужно нечто большее.

 

Прежде всего, вера – это не просто «ответы на вопросы» или «интеллектуальный искус», и даже не спонтанные чувства, но это – «сила, главная из душевных сил, без которой человек попросту жить уже не может»[1]. И нет ничего естественней этой силы. Человеческое общество зиждется на ней.

 

Мы доверяем друг другу. Без этого доверия жизнь попросту невозможна. Покупатель верит в то, что товар, предложенный ему продавцом, качественный, и что цена – приемлема. Больной верит врачу, ученик – учителю, а учитель – ученику.

 

Мы верим тем, с кем общаемся до тех пор, пока жизнь не покажет, что наш оппонент – лжец. Государства живут в мире друг с другом лишь благодаря взаимному доверию. Верой обладают все, даже законченные циники, даже те, кто верит в вещи никчёмные и дурные. Достаточно человеку лишиться этого внутреннего горнила, и он погибнет.

 

Однако, помимо прочего, вера должна быть основана и на разуме.

 

 По книге рава Йеуды Гринвальда

"לדעת בארץ דרכך. פרקי הדרכה לבעלי תשובה"

 


 

[1] "עלי שור", חלק א', עמ' ק.

Теги: , Еврейство