Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Позор Израильского государства

Отложить Отложено

Как образ, вспоминается ослиная голова, когда она здесь стоила астрономическую сумму — 80 шекелей…


Итак, немного политики: Шомрон. Здесь по GPS вы дорогу не найдете, — ее как будто и нет, — но мы едем в “автономию”. Самария — это самые исконные еврейские земли, воспетые Библией, наряду с Иудеей, и именно эту землю палестинские арабы сегодня хотят обООНнить.

Остановка у въезда в зону “В”. Через бронированное окно автобуса, расцарапанное израильским школьником, показались встречающие нас джипы. Их было необычно много.

Джипы украшены израильскими флагами. В этот день, день Независимости государства Израиль, патриоты украшают свои машины флагами. А мы в этот день — три автобуса с евреями, сопровождаемые несколькими десятками израильских солдат, по разрешению палестинских властей, которое они дают несколько раз в год, — приехали в город Шомрон, древнюю столицу Израильского царства, город, давший название центральной горной области нашей страны — Шомрону, Самарии.

Позор, — едем в столицу Израильского государства, по спецпропуску, под конвоем, в День независимости нового Израильского государства.

Фотки получились театральными: этот античный музей, по которому бегают израильские десантники, охраняя в самом сердце современного Израиля туристов от арабских девочек.

Судите сами:

Желтые бронированые автобусы “Центральной компании по развитию Самарии” заехали на пыльную, неасфальтированную площадь, окруженую арабскими сувенирными магазинчиками. Обычно здесь — христианские паломники.

Часть конвоя осталось с машинами, а часть рассыпалась по горе охранять нас.

Здесь, в столице Израильского государства, северной, второй столице (примерно как в России — Питер), сейчас царит полная заброшенность. Это место — страшный наш позор.

Позор, потому что здесь еврейские цари отвращали народ от Торы. Этот город стал символом раскола, двувластия еврейской государственности. Здесь строились святилища баалам, греческим и римским божкам… Позор, потому что сюда современное государство Израиль не разрешает ездить евреям. Евреям в свою бывшую северную столицу вход воспрещен!

А ведь это место уникально! На шомронском холме-кургане были найдены руины практически всех эпох истории Земли Обетованной. От эпохи израильского царства сохранились остатки царского дворца, пластинки слоновой кости, черепки с надписями трехтысячелетней давности, часть крепостной стены, а на краю холма расположены могилы пророков Элиши и Овадьи; от эллинистического периода осталась круглая башня; от римлян — форум, остатки святилища Августу, амфитеатр, стадион, торговая улица и т.д. Византийцы оставили церковь, названную в честь отрезанной головы Иоанна Крестителя, похороненной, по преданию, здесь; а крестоносцы — большую церковь внутри современной деревни, переоборудованную арабами в мечеть век назад.

История еврейской северной столицы вкратце:

Примерно через 60 лет после смерти царя Шломо и разделения евреев на два царства, Омри — царь Северного Израильского царства десяти колен, уподобляясь царю Давиду, выбрал себе новую столицу и построил город Шомрон — 29 веков назад. Он хотел обьединить вместе десять северных колен Израилевых, и выбрал место, которое не было прежде связано какой-либо традицией с одним из колен:

"В тридцать первый год (царствования) Асы (правнука царя Шломо), царя Йеудейского, стал царем над Израилем Омри (и царствовал) двенадцать лет. В Тирце он царствовал шесть лет. И купил он у Шемера гору Шомрон за два таланта серебра, и застроил эту гору, и назвал город, который он построил, Шомроном, по имени Шемера, владельца горы”. (Мелахим 1, 16, 23—24).

Расположенная посредине Израильского царства, на перекрестке дорог и хорошо защищённая самой природой, благодаря особенностям местного рельефа, новая столица быстро превратилась в один из важнейших центров страны.

Сын Омри, Ахав, окружил город стеной и застроил его раскошными зданиями. В том числе, в Книге Царей — Мелахим — упоминается “дом из слоновой кости”, выстроенный Ахавом в Шомроне для возвеличивания столицы своего отца. Пластинки из слоновой кости, действительно найденные при раскопках Шомрона, выставлены в музее Рокфеллера в Иерусалиме.

В историю Ахав вошел как отступник от еврейской веры: “И Ахав сын Омри взял себе в жёны Изэвэль, дочь Этбаала, царя цидонийского, и пошёл, и стал служить Баалу и поклоняться ему. И поставил он жертвенник Баалу в капище Баала, которое построил в Шомроне” (Мелахим 1,16, 29—32).

Кстати, советую всем перечитать Книгу Царей — ее можно найти в магазине (вот здесь) с комментриями РаДаКа. Например, вспомнить, как в один из самых трагичных для северной столицы дней, в 859 г. до н.э., царь Арама осадил Шомрон, “И был большой голод в Шомроне; и осаждали его, пока ослиная голова не стала стоить восемьдесят шекелей.”(Мелахим 2, 6, 7)

Расцвет Израильского царства и его столицы Шомрона приходится на правление царя Иеровама (747—788 гг. до н.э.), который “вернул Дамаск и Хаму под власть Израиля” (Мелахим 2, 14, 28). Но со смертью царя внутренние раздоры ослабили Израильский престол. Не раз пророки предрекали горе погрязшим в разврате и язычестве восседавшим в Шомроне богачам. “Увы, венец гордости пьяных детей Эфраима и увядающий цвет славной красоты его, что на вершине при тучной долине сражённых вином! Вот сильный и могучий перед Господом прийдёт, как ливень с градом, как буря губительная, как поток стремительных вод низвергнет он вас с силою наземь…” (Иешаяу 28, 1). “Слушайте слово это, коровы Башанские, что на горе Шомрон, угнетающие бедных и притесняющие нищих… Поклялся Господь… что вот придут для вас дни… и сброшены будете вы...” (Амос 4,1—3).

В 721 г. до н.э. столица Израильского царства была разрушена, а 30 тысяч евреев угнаны в Месопотамию. Вместо евреев ассирийцы переселили в область вокруг Шомрона другие народы, среди них и куттов, от которых в последствии пошли шомроним, — самаритяне. При пророках Эзре и Нехемии, когда евреи стали возвращаться на родину из изгнания, в Шомроне правил Санбалат-самаритянин. В 333 г. до н.э. Александр Македонский, разбив персов, захватил Эрец Исраэль. В отличие от евреев, принявших Александра Македонского без кровопролития, самаритяне восстали против него в 331 г. до н.э. За это Александр разграбил город, выгнал его жителей и поселил в Шомроне греков и македонцев, те и переиначили название города на свой лад — Самария. С тех пор Шомрон стал типичным эллинистическим городом, чуждым как иудеям, так и самаритянам, и противостоял Маккавеям в их войне против греков. Лишь в 107 г. до н.э. Иоханан Гиркан захватил его.

При императоре Августе, в 25 г. до н.э. Ирод (про строительные амбиции которого я уже писал — например, в материалах про Кейсарию и Иродион) отстроил город заново, поселив в него закончивших службу римских солдат. Он значительно расширил город, обнёс новой стеной и снабдил его всеми необходимыми прибамбасами римского полиса: стадионом, форумом, амфитеатром и языческим храмом. Иосиф Флавий: “в Шомроне Ирод отстроил город и окружил великолепными стенами… И поселил там шесть тысяч человек, разделив между ними тучные земли вокруг… И поставил храм в честь императора…”

Ирод назвал Шомрон Себастией, в честь своего покровителя Октавиана Августа (на латинском — великолепного), ибо на греческом Себастус — это великолепный. Так же был назван и порт Кейсарии, построенный Иродом на пустом месте, без какой либо естественной бухты. Говорят, это был первый искусственный порт в мире, построенный человеком, и второй по величине в Древнем Мире… Именно из жителей Шомрона Ирод сформировал отдельный полк особо преданных ему воинов, что символично их традиционной неприязненностью к еврейским ценностям.

Во время еврейского восстания Шомрон был сожжён повстанцами. Восстановленный после их поражения город стал чисто римским. Как один из римских центров страны Шомрон-Себастия достиг расцвета во 2-ом — 3-ем веках, но население его стало таким маленьким, что уже не могло поддерживать и охранять крепостные стены. В 614 г. город был захвачен персами, а в 636 г. — арабами. Потом крестоносцы назвали город Себастас и превратили в административный центр Самарии.

В последний раз он был разрушен Салахаддином, после победы над крестоносцами при Карней Хеттам в 1187 г. После этого бывшая столица окончательно пришла в упадок, и на сегодняшний день лишь жалкая арабская деревушка на краю холма осталась в напоминание о былой столице.

Виды здесь… не нашел прилагательное — самарийские, такие еще есть разве только в Шило, еще одной заброшенной еврейской столице:

Сюда же одновременно с нами пришла на экскурсию группа арабских девушек. Мне было страшно интересно, что им рассказывает их экскурсовод. Что это их древний город?

Мы арабских девушек совсем не боялись — со всех сторон были «наши”:

Они грозные

веселые

милые

А вот и туристы:

дети:

знакомые: Эльяу Хаби.

Но глаз в объективе невольно ловил оптические прицелы, приборы ночного видения, и указательные пальцы на спусковых крючках

Как утверждает экскурсовод Арье Парнис, согласно ТаНаХу, Шомрон — это единственный город, изначально построенный евреями в Земле Израиля.

К местному святилищу, леавдиль, — 15 ступеней…

К югу от него археологи обнаружили остатки строений израильского периода, среди них — пластинки слоновой кости эпохи царя Ахава. Видимо, здесь и были остатки царского дворца Омри и Ахава.

Кладка стен впечаляет (где-то за 9 веков до знакомого нам всем Котеля — западной стены Храмовой Горы)

Здесь же, на южном склоне холма, остатки церкви в честь отрезанной головы Иоанна Крестителя.

После небольшого спуска по южному склону мы попадаем на центральную римскую улицу. Колоннада ведет к западным воротам городских стен. Археологи нашли здесь около 600 колонн.

Часть колонн украдена арабами, причем воровство продолжается до сих пор, — говорят, с каждым возвращением сюда евреев чего-нибудь, да не хватает.

А вот и сами западные ворота, сторожевые башни и остатки крепостных стен:

В наше время на развалинах древнего города Шомрон находится национальный парк.

После разрушения еврейских поселений Хомеш и Санур

Шомрон был практически брошен израильскими властями, несмотря на уникальные достопримечательности, находящиеся в нем, и их историческую ценность. На сегодняшний день армия официально разрешает посещение евреями Шомрона-Себастии около десяти дней в году. Так какой же это национальный парк? Чем он национален?

Моя любовь — каменная резьба. Ее фрагменты сохранились очень хорошо, несмотря на мягкость местного камня. Его наивное желание быть похожим на мрамор вызывает улыбку:

Напоследок, на память — последние фотки:

Уж больно трава здесь необыкновенно густая, высокая и разнообразная. Она шуршит, гудит, кишит, живет — как шелест деревьев у Антониони.

Присмотритесь, — видно, как в одном цветке сидит сразу три разнообразные мошки:

Большая часть горы вообще не тронута раскопками: на ней пышно растут оливы и кактусы

Ну, вот и наши. Ждут. Все прошло без эксцессов. Садимся по "коням”.

Так я справил в этом году День независимости.

День независимости Израильского государства от бывшей своей столицы.

Хоть бы наше государство, которое так любит праздновать свой день рожденья флагами,  от Иерусалима не отказывалась, как от Шомрона…

Теги: Смотровые площадки, Города, Праздники, Национальные парки, Развалины, Самария, Немного политики