Золотая середина, или как быть хорошим бейнони (средним)Рав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» Каждый человек может быть бейнони (средним). Т. е. соблюдать заповеди и не нарушать запреты Торы, даже если его сердце испытывает вожделения этого мира. Но чтобы зло действительно было ему ненавистно и он гнушался бы им, для этого требуется особый подарок свыше. Несмотря на это, человек должен приучать себя ненавидеть зло — все противное воле Всевышнего. Далее |
27 декабря 2022 года | |
Почему не грешит «бейнони» (средний)?Рав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» У бейнони сущность обеих душ — Божественной и животной — в силе, и в этом смысл слов из первой главы, что у бейнони за «малый город» спорят обе души. Причина того, что бейнони не грешит, это помощь, которую Свыше оказывают Божественной душе. Далее |
20 декабря 2022 года | |
Духовная посредственность или кто такой «бейнони»Рав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» И бейнони (средним) называется тот, кто никогда не грешил (в таком случае он назывался бы грешником). Но в отличии от праведника, вожделения этого мира не покидают его: Божественная душа в нем препятствует этим вожделениям облачиться в одежды души (мысль, речь и действие), но не превращает их в добро в самой животной душе. Далее |
13 декабря 2022 года | |
Раскаяние праведника и злодеяРав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» И по принципу «зеркальной симметрии»: точно так же, как есть праведник, который полностью ещё не избавился от зла в себе, есть и злодей, в котором осталось что-то хорошее, но оно полностью подчинено злу в нем. И в этой категории есть тысячи разновидностей. Далее |
6 декабря 2022 года | |
Праведник праведнику розньРав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» Есть два вида праведников: праведник, которому хорошо — совершенный праведник, и праведник, которому плохо — праведник несовершенный. В совершенном праведнике зло отсутствует. В праведнике несовершенном оно присутствует в самых малых количествах, но абсолютно им не ощущается. Далее |
29 ноября 2022 года | |
Единство противоположностейРав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» Центр Божественной души в мозгу, чтобы размышлять над словами Торы и молитвы. Оттуда она распространяется в правую половину сердца. Далее |
22 ноября 2022 года | |
Путь Торы и мицвотРав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» Животная душа связана с кровью. Поэтому ее центр в левой половине сердца, постоянно наполненной кровью. Оттуда она распространяет свое влияние на все тело. И оттуда все плохие качества характера. Далее |
22 ноября 2022 года | |
Кашрут как духовная кухня для животной душиРав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» Глава 7. Животная душа еврея получает жизненность от клипа нога (сияющая оболочка), в которой есть немного добра. Поэтому, когда еврей ест кошерную еду, чтобы иметь силы для служения Богу и изучения Торы, жизненность этой еды соединяется со стороной Святости. Далее |
8 ноября 2022 года | |
3 одежды: мысль, речь и действиеРав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» Для обеспечения свободы выбора Всевышний создал и поддерживает силы, противоположные святости. Их совокупность называется Ситра Охра — Другая Сторона, та, что противоположна желанию Творца. В ней тоже различают 10 сил и среди них 3 мыслительные силы. Подобно силам святости и Ситра Охра имеет 3 одежды: мысль, речь и действие. Далее |
1 ноября 2022 года | |
3 уровня души: нефеш, руах и нешамаРав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» Каждый аспект и ступень в стратах Божественной души (нефеш-руах-нешама) состоит из 10 аспектов, соответствующих десяти Божественным сфирот. Эти аспекты (силы) делятся на Разум (хома-бина-даат) и Качества (мидот). Далее |
20 сентября 2022 года | |
3 одеяния душиРав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» Божественная душа имеет три одеяния: мысль, речь и действие в аспекте 613-ти заповедей Торы. И хотя они называются одеяниями души, их достоинство несравненно выше и величественней самих трёх уровней души: нефеш, руах и нешама. Далее |
13 сентября 2022 года | |
10 уровней Божественной душиРав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» Каждый аспект и ступень в стратах Божественной души (нефеш-руах-нешама) состоит из 10 аспектов, соответствующих десяти Божественным сфирот. Эти аспекты (силы) делятся на Разум (хохма-бина-даат) и Качества (мидот). Далее |
6 сентября 2022 года | |
Душевный разговор, или из чего состоит душаРав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» Вторая душа у каждого еврея — она часть Бога Самого. В ней пять аспектов: нефеш, руах, нешама, хая и йехида. Далее |
30 августа 2022 года | |
Страдания в этом мире как искупление греховРав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» Рамбан в ведении к комментариям к книге Иова пишет, что все 70 лет страданий Иова в этом мире блекнут по сравнению с одним мгновением мук Геинома. Но Всевышний в основу мира положил Хесед. Поэтому Он сделал так, что страдания в этом мире искупают грехи человека и избавляют его от мук Геинома. Далее |
23 августа 2022 года | |
Две души еврея, или чужая душа — потёмкиРав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» У каждого еврея есть две души. Одна из них — животная душа — коренится в ситра охра (стороне противоположной святости). Причем из четырех ее нечистых оболочек животная душа еврея связана с оболочкой клипа нога, в которой есть и благая часть. Далее |
16 августа 2022 года | |
И смех и грех: как победить свою животную душуРав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» И всё-таки человек способен переживать одновременно горечь и радость, потому что они имеют разные корни. Горечь — от победы животной души, радость — от победы над животной душой. Более того, память о грехе умножает радость от победы над животной душой, и она больше, чем если бы человек никогда не грешил. Далее |
2 августа 2022 года | |
Молитва как часть тшувыРав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» Тфила — аспект верхней тшувы, слияния духа человеческого с духом Всевышнего через изучение Торы и добрые дела. Ей должна предшествовать нижняя Тшува — разбитое сердце и мольба о милосердии. Самое подходящее для этого время — тикун хацот. И если не каждый день, то по меньшей мере, ночью в пятницу. Далее |
26 июля 2022 года | |
Полная тшува через сознательную любовьРав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» Для достижения полной тшувы (сначала нижняя Тшува, а затем высшая Тшува) недостаточно скрытой в душе каждого еврея любви к Творцу. Необходимо пробудить в нем сознательную любовь к Творцу. Такая любовь достигается только с помощью глубокого изучения Торы со страхом и любовью к Творцу с вложением всех сил еврея. Далее |
19 июля 2022 года | |
Причины изгнания из земли ИзраиляРав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» Идолопоклонство, неуважение к ближнему и другие нарушения по совокупности привели к разрушению Храма и изгнанию Далее |
19 июля 2022 года | |
Как можно исправить мир?Рав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» Говоря обще, есть два пути сделать тшуву — вернуть второе ה к имени Всевышнего. Первый: пробудить великое милосердие к нашей душе, которая пала с неимоверных духовных высот в глубины нечистоты и скверны. Второй: разбить и подавить оболочки (клипу) и Другую Сторону для получения «разбитого сердца». Следует посвятить один час каждый день или ночь беспристрастному разбору своих поступков, речей и мыслей. С этой целью в молитву «Шма на постели» введены отрывки, рассказывающие о четырех вида смертной казни. Далее |
5 июля 2022 года | |
Разбитое сердце — и два способа его склеитьРав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» Кто виноват во всех несчастьях? Как можно исправить мир? Далее |
28 июня 2022 года | |
Второе дыхание, или тшува как возвращениеРав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» После разрушения Первого Храма, когда Израиль перешёл на более низкую ступень и его поступки стали причиной изгнания Шхины, грешник стал получать жизненность не от Божественной души, а через тело и животную душу, как прочие люди и животные. И даже в большей степени! И когда еврей делает настоящую тшуву, он возвращает влияние Шхины на прежнее место. Это и называется «возвращением из изгнания второй буквы ה Имени Авайя». Далее |
20 июня 2022 года | |
Как сохранить Божественную нитьРав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» Божественная душа еврея связана с последней буквой «ה» имени Авайя. Вследствие тяжёлых грехов эта связь разрывается (наказание Карет — отрезание души от ее источника). Однако даже в этом случае в душе остаётся отпечаток влияния Имени, и за его счёт еврей может дожить до 50 лет или 60 лет (в случае смерти по приговору Небесного суда). Далее |
14 июня 2022 года | |
Никакой предмет, духовный или материальный, не может стать преградой перед ВсевышнимРав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» |
14 июня 2022 года | |
Что в имени тебе моем?Рав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» Ангелы называются в Писании именем Элоким, потому что получают жизненность только из внешнего аспекта. Имя Элоким описывает как раз внешний аспект относительно имени Авайя. Однако души людей получают жизненность из внутреннего аспекта имени Авайя. Далее |
24 мая 2022 года | |
Пост как средство исправления грехаРав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» Аризаль в книге Тикуней Тшува приводит количество постов за каждый из грехов, которое возвращает благоволение Творца. Мудрецы согласились, что даже при множественном повторении греха, достаточно сегодня, в слабых духом и телом поколениях, поститься не более трехкратного числа постов, прописанных в книге Аризаля. А остальные посты выкупаются цдакой. Далее |
17 мая 2022 года | |
Прегрешение и НаказаниеРав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» Искреннее и полное раскаяние отменяет наказание за грех. Но чтобы достичь прежнего благоволения в глазах Всевышнего, необходимо принести ему подарок — жертву. Сегодня в отсутствии Храма жертву принести нельзя, но частичной заменой ей могут служить посты. Чудесная тайна поста заключается в привлечении к раскаявшемуся грешнику прежнего благоволения Всевышнего. Далее |
10 мая 2022 года | |
Послание о тшувеРав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» Три вида нарушений и искупление каждого из них. Заповедь тшувы из Торы — это только отказ от греха. А не так, как думает большинство, что тшува это пост. Далее |
3 мая 2022 года | |
Буквотворение — или как буквы Десяти Речений создают миллиарды ТворенийРав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» Каждая буква из Высших Букв, которыми Он творит все творение, вкладывает в творение свой набор влияний, выводящих это творение из небытия. Кроме того, всякое речение из Десяти Речений производит большое число творений за счёт замен и перестановок букв. Причем влияние каждой буквы зависит также от ее места в слове и от того, какие буквы с ней соседствуют. Далее |
26 апреля 2022 года | |
Десять речений: от букв до словаРав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» И Десять Речений называются Речениями только относительно творений. Но по истине, аспект Высших Речений выше сущности Хохмы любых творений. А называются они «буквами» (Речений) только относительно самих качеств (мидот) Пресвятого. Далее |
19 апреля 2022 года | |
Тайны скрытой Торы — или скрытые тайны Торы?Рав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» И хотя сущность Всевышнего непостижима, и непостижимы Его качества в мире Ацилут, все же дано право мудрецам скрытой Торы приоткрывать для нас непостижимое. Они делают это посредством притч и парабол, проливающих для нас слабый свет на устройство высших духовных миров. Далее |
13 апреля 2022 года | |
Из чистого истока...Рав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» Всевышний называется Хахам (Рахман, Хасид и т.д.), потому что Он — источник Хохмы (Милосердия, Благочестия...) Далее |
6 апреля 2022 года | |
Простота единства — или единство простоты?Рав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» Рамбам писал, что сущность Всевышнего и его знание составляют простое единство, а не составное. Но тоже самое справедливо и по отношению ко всем атрибутам Всевышнего, а также ко всем Его именам и эпитетам, которые мы встречаем у пророков: они тоже составляют простое единство с Его сущностью. Далее |
30 марта 2022 года | |
Творение, по сравнению с качествами Всевышнего в мире Ацилут, не занимает никакого места.Рав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» |
30 марта 2022 года | |
Цимцум — сжатие или ограничение?Рав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» Происходящие в творении процессы не оказывают никакого влияния на сущность Всевышнего. Цимцум не следует понимать буквально как сжатие. Что такое «Окружающий все миры» и «Наполняющий все миры». Перестановки и замены букв указывают на цимцум. Далее |
16 марта 2022 года | |
Бог един, и имя его едино!Рав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» Заповедь верить в единство Всевышнего не имеет в виду верить, что Он один (а не два, не три и т.д.). Это заповедь верить, что, кроме Него, на самом деле не существует ничего, и что существование всего бытия есть иллюзия, вызванная сокрытием Его жизненности. Далее |
9 марта 2022 года | |
Отношение Творца к ТворениюРав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» Отношение Творца к Творению не полностью подобно отношениям души и тела. Душа оживляет тело, но у них разные корни. Всевышний даёт Творению и жизненность, и форму. И об этом нужно помнить всегда, «прижать к сердцу». Гвура скрывает жизненность только от творений. Перед Всевышним нет никакого сокрытия. Это постигли евреи и провозгласили: «Ашем (Хесед) и есть Элоким (Гвура)!» Далее |
2 марта 2022 года | |
Анти материалистическая диалектика, или единство противоположностей (хесед и гвура) по-еврейскиРав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» Два эти качества — хесед и гвура — в корне своем полностью едины с сущностью Творца. Но и когда они проявляются в творении, хотя и кажутся противоположными, все так же полностью едины с Его сущностью. Поэтому гвура и цимцум не могут полностью скрыть жизненность творений, и они кажутся нам отдельными созданиями. Далее |
23 февраля 2022 года | |
Правая и левая руки Всевышнего: Хесед и ГвураРав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» Сказали мудрецы: Наверху со стороны святости есть правое и левое, т.е. Хесед и Гвура. Оба они качества Божественности, и потому не может человеческий разум их понять и постичь. Ими дана Тора. Тора, которую праведники учат в этом мире, является пищей для душ в мире грядущем. А исполненные мицвот являются там для них одеянием. Далее |
16 февраля 2022 года | |
Границы без границ, или Творение как ограничение влияния ВсевышнегоРав Цви Вассерман, из цикла «Книга Тания» Только во время Синайского Откровения нашим душам был открыт механизм творения в той степени, насколько это вообще возможно для сотворенного. Далее |
9 февраля 2022 года |