Из цикла «Понятия и термины Иудаизма», темы: Ненависть, Раби Йоханан бен Закай, 9 Ава, Иерусалим, Талмуд, Разрушение Храма, История еврейского народа, Реувен Пятигорский, Рим
Жил в Иерусалиме один человек, у которого был друг по имени Камца. И был у него враг по имени Бар-Камца. Как-то этот человек устроил большой пир и послал своего слугу пригласить на пир Камцу. Слуга пошел и по ошибке пригласил Бар-Камцу. Вошел хозяин в зал и вдруг увидел, что среди приглашенных находится его враг. Воскликнул он в гневе: «Мой враг за моим столом?! Немедленно встань и уходи отсюда». «Я пришел по ошибке, — отвечал ему Бар-Камца. — Но если уж я пришел, дай мне остаться, я заплачу тебе за все, что съем и выпью. Не позорь меня!». — «Нет!» — ответил хозяин. — «Я заплачу тебе стоимость половины всего пира», — попросил Бар-Камца. Но хозяин был непреклонен. «Тогда я беру расходы за весь пир», — продолжал умолять Бар-Камца. «Нет и нет!» — сказал хозяин, схватил несчастного гостя за руку, выставил из-за стола, а затем и вовсе вытолкал вон… Шел Бар-Камца по улицам Иерусалима и думал: «Свидетелями моего позора были наши городские мудрецы. Они тоже находились в том зале, но никто не помешал хозяину поступить со мной так жестоко. Значит, они были с ним заодно. Значит, такова их мораль, их нравы. Обращусь-ка я к римскому кесарю и заявлю, что евреи взбунтовались»… Пришел к кесарю и сказал, что евреи взбунтовались против римской власти. «Где твои доказательства?» — спросил кесарь. «Пошли им животное, чтобы они принесли его в жертву в своем Храме от имени царя, и тогда увидишь, принесут ли они ее. Если не принесут, то это бунт!», — такой совет дал Бар-Камца, который прекрасно знал законы своего народа. Распорядился кесарь послать евреям самого лучшего теленка из стада, что находилось при римском войске. Подарок взялся сопровождать Бар-Камца, но по дороге он незаметно нанес маленькое увечье теленку, поранив его губу (некоторые утверждают — веко), — такое маленькое, что, с точки зрения неевреев, оно не может считаться увечьем, — царапинка, не больше. Но по законам Торы то было самое настоящее увечье (при котором животное нельзя приносить в жертву). В Храме теленка осмотрели мудрецы и, хотя царапину обнаружили, все же решили принести его в жертву ради мира с властью. Но тут вмешался раби Зехария бен Авкилас: «Пойдут разговоры о том, будто увечных животных разрешено приносить на жертвенник». Тогда решили мудрецы приговорить Бар-Камцу к смертной казни, чтобы он не пошел с новым доносом о том, что евреи отвергли жертву кесаря. Но тут вновь вмешался раби Зехария: «Теперь пойдут разговоры, что казнят тех, кто увечит жертвенных животных». Сказал раби Йоханан:
«Праведность раби Зехарии бен Авкилас разрушила наш Дом, сожгла наш Храм и изгнала нас из Страны».
В чем продолжение истории? Послал на евреев кесарь военачальника Веспасиана, и тот три года осаждал Иерусалим. В это время в Иерусалиме жили три богача: Накдимон бен Гурион, Бен-Калба Савуа и Бен-Цицит Акэсэт. На их складах хранились большие запасы всего необходимого; причем этих запасов хватило бы для всех жителей Иерусалима на двадцать один год. Но среди иерусалимцев в те времена было слишком много крайних элементов, которые только и ждали, как бы содействовать приближению войны. Когда израильские мудрецы предложили горожанам выйти и договориться о мире с римлянами, подстрекатели начали мутить народ, заявляя, что война предпочтительней. И в конце концов подожгли запасы продовольствия в ожидании, что угроза голода заставит горожан взяться за оружие. Одним из предводителей самой воинственной партии Иерусалима был Аба Сикра, племянник великого учителя — раби Йоханана бен Закай. Через гонца раби Йоханан вызвал племянника на тайную встречу и, как только они встретились, воскликнул: «До каких пор вы собираетесь морить Иерусалим голодом и мешать заключению мира?» — «Что я могу сделать? — ответил ему племянник. — Если я скажу слово против своих товарищей, меня немедленно убьют». Тогда раби Йоханан спросил у Абы Сикры, каким образом можно выбраться из осажденного Иерусалима. «Притворись больным, — предложил племянник, — не показывайся несколько дней, потом пусть объявят тебя умершим. Носилки с твоим телом пусть несут только твои ученики, причем не надо давать приближаться никому из посторонних. И так тебя вынесут из города, якобы, в направлении к кладбищу». Так и сделали. Когда похоронная процессия подошла к воротам Иерусалима, стража хотела проткнуть тело раби копьем, чтобы удостовериться, действительно ли тот мертв. Но присутствующий при выносе гроба Аба Сикра сказал (а он пользовался у них авторитетом): «Пойдут разговоры, что учителя закололи.» — Ворота открылись и процессия вышла.
Раби Йоханан бен Закай предстал перед Веспасианом (предводителем римского войска) и произнес: «Приветствую тебя, кесарь!» И надо так случиться, что в это же время прибыли гонцы с известием об избрании Веспасиана римским императором. Растроганный Веспасиан предложил еврейскому мудрецу выбрать себе награду, и раби Йоханан попросил,
чтобы ему отдали маленький городок Явне, в котором в ту пору проживало
много ученых, — чтобы их не убили, а городок не разрушили… Дав ему обещание выполнить его просьбу, император Веспасиан отправился в Рим, а продолжать осаду Иерусалима поручил злодею Титу, который впоследствии захватил и уничтожил Иерусалим.
См. также: Тематический обзор по теме 9 ава
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?