Темы: Берешит, Материя, Сотворение мира, Духовность, Рав Яков Гельфман
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом. У меня такой вопрос. Почему Б-г создал день и ночь в первый день, а светила только на четвертый? Заранее спасибо за ответ. N.
Уважаемый N.,
Этот вопрос я впервые увидел в книге рава Ури Зоара «Выбери жизнь». Рав Ури Зоар в прошлом — один из самых известных артистов израильской эстрады. Когда он впервые открыл Тору с намерением посмотреть на неё глазами религиозного человека, ему бросилось в глаза это «несоответствие», и он понял, что, если бы Тору писал человек, он никогда бы не допустил подобной «нелогичности».
Но, все-таки, в чем здесь секрет? Не возьму на себя ответственность дать полный и исчерпывающий ответ, но попробую объяснить на основании того, что мне известно. Нужно понять, что этот мир создан бестелесным Творцом и, соответственно, духовное является источником и причиной возникновения материального и предшествует ему. И, хотя материальное представляется нам чем-то более незыблемым, взглянув пристальнее, мы убеждаемся: любые предметы и явления более устойчивы и нерушимы, чем они тоньше и ближе к духовному. Разрушения, наносимые, например, ураганным ветром, сильнее тех, что могут причинить материальные предметы, а свет распространяется почти мгновенно на огромные расстояния и согревает (или сжигает) почти с той же силой. Весь видимый и ощутимый мир меняется каждую секунду, ничто не стоит на месте, все подвержено тлению и разрушению, а открытия духа, сделанные тысячи лет назад, продолжают служить человечеству до сих пор. Автомат может защитить от пистолета, но лидер, обладающий даром убеждения, может повести за собой целый народ.
Теперь мы можем понять, что прежде возникает само «понятие» (то есть духовная сущность, стоящая за материальным объектом), а лишь за ним материя. О самих духовных сущностях в Торе прямо не говорится, так как они не воспринимаются нашими чувствами. Мудрецы объясняют, что ангелы, например, были созданы на второй день творения. Но сотворение света, самого близкого к духовному миру явления, описано в Торе в качестве первого акта творения, и, в соответствии со сказанным выше, сама сущность света создается раньше светил, его излучающих.
Чтобы приблизить сказанное к нашему пониманию, приведу в качестве примера то, что мы знаем о человеческой душе. В наших книгах сказано: душа до того, как входит в тело, и после того, как заканчивает свою миссию в этом мире, воспринимает всё происходящее в мире, хотя у нее нет органов чувств. То есть, тело не помогает видеть и слышать, а, наоборот, ограничивает возможность души воспринимать! Все то время, что она находится в этом мире, она получает информацию о происходящем только в том виде, в каком её преподносят наши рецепторы. Более того, о Первом человеке известно, что он мог видеть, что происходит во всём мире, благодаря тому самому первозданному свету, о котором мы говорим. (Кстати, этой способностью обладали и пророки, а также в некоторой степени праведные люди до наших дней). То есть, свет как сущность — проявление высших миров, и его воздействие ограничено теми светилами, которые были созданы после него.
Теперь мы можем, с Божьей помощью, лучше понять то, что сказано у пророков: в будущем мы не будем нуждаться в свете светил, так как Сам Творец будет светить нам даже в этом мире. Так как мир поднимется на более высокий уровень и одухотворится в результате работы, которую еврейский народ совершает на протяжении всех поколений. Да исполнится это пророчество так же, как исполняются на наших глазах пророчества о рассеянии и вечности нашего народа и многие другие.
Хорошего во всех смыслах года, Яков Гельфман
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Можно ли рассматривать первую главу Книги Бытия, как запись событий, действительно имевших место в прошлом?
Рав Яков Гельфман
Рав Зелиг Плискин
Самовнушение способно открыть перед человеком новые горизонты. Произнесение определенных фраз, связанных с верой в Б-га и благодарностью к Нему, позволит повысить качество жизни. Опробуйте этот метод и убедитесь, что он работает!
Рав Реувен Куклин
Всевышний кажется уже мифом, тем, кого нет…
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Этапы возникновения животного мира
Рав Ефим Свирский
Рав Яков Гельфман
Достаточно было взять один камень?
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Что находится в духовных мирах?
Натан Авиэзер,
из цикла «Сотворение мира и наука»
Появление животных
Рав Ефим Свирский
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина