Темы: Дов Мушинский, Помолвка, Почитание родителей, Обет, Обещание
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом алейхем. Однажды, когда я разговаривал с товарищем по телефону, он у меня спросил, как у меня дела на личном фронте. Я ему сказал — никак, и он сказал мне: «Надеюсь, что ты мне, как у тебя будет шидух, скажешь первому». И тут же у меня изо рта вылетела фраза «Бэ-эзрат Ашем» (с Б-жьей помощью). Как отменить этот нэдер (обет)? И в случае, если я его отменю по Вашим указаниям, это не будет хилуль Ашем (осквернение Имени Всевышнего)? Просто хочу выполнить другую заповедь — почитания родителей — и в первую очередь поставить их в известность, а не товарища.
Здравствуйте,
Основное отличие человека от всех живых существ — это способность говорить. Иудаизм придаёт особое значение тому, как и о чём говорит еврей. Мы видим, какую силу имеет слово: с его помощью можно, например, посвятить что-либо в Храм, принять на себя обет или поклясться, посвятить себе жену, дать свидетельские показания, на основании которых человека могут приговорить к смертной казни и т.д. Всевозможные обещания или обязательства, как правило, рассматриваются в законах Торы о клятвах или обетах. Клятва: человек принимает на себя запрет пользоваться каким-либо предметом, или обязуется совершить какое-либо действие, или, наоборот, не совершать. Обет: человек налагает запрет на использование предмета, после чего таким предметом нельзя пользоваться ни самому человеку, наложившему запрет, ни другим людям. Существует также особый вид обетов, называемых нидрэй зерузин — обеты, которые принимаются с целью стимулировать выполнение определенной заповеди или принятого обязательства.
Кроме клятв и обетов, невыполнение или нарушение которых является прямым нарушением запрета Торы, существуют также этические нормы, требующие выполнения сказанного и обещанного, которые наши мудрецы вывели из стихов ТаНаХа. Например, стих «Весы верные, гири верные, эйфа верная и hин верный да будут у вас…» (Ваикра 19:36) Талмуд в трактате Бава Меция (49 б) рассматривает следующим образом. Из слов «hин верный» (hэн означает «да») следует: пусть «да» твое будет верным, и «нет» твое будет верным, и если ты сказал «да» или «нет» — держи свое слово. Другой источник — стих в книге пророка Цфаньи (3:13): «Остаток Израиля не сделает несправедливости, и не станут они говорить лживое, и не будет в устах их языка обмана…».
О Вашем вопросе: ни клятвы, ни обета здесь не было, т.к. эти слова были произнесены в форме обещания, а не в форме клятвы или обета. С точки зрения нидрэй зерузин здесь также нет проблемы, т.к. здесь нет никакой заповеди. Что касается выполнения обещанного (пусть «да» твое будет верным), рав Бенцион Зильбер сказал, что в данной ситуации, конечно же, важнее выполнение заповеди почитания родителей — заповеди из Торы. Он добавил также, что, скорее всего, когда Ваш друг просил сообщить ему первому о Вашей помолвке, он не имел в виду, чтобы Вы сообщили ему раньше, чем Вашим родителям.
С уважением, Дов Мушинский
Рав Дов Мушинский
Сколько лет было Леви, когда они с Шимоном ворвались в Шхем?
Рав Бенцион Зильбер
Накануне Рош а-Шана принято произносить формулу освобождения от обетов. Те, кто не владеют ивритом, могут воспользоваться сокращенным текстом на русском языке.
Рав Яков Шуб
Почему при помолвке разбивают глиняную или керамическую тарелку?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Нужно очень остерегаться обманывать товарища при купле-продаже
Рав Исроэль-Меир Лау
Как происходит еврейская «помолвка»? Обычаи, связанные с эрусин.
Рав Яков Шуб
От какой женщины можно породить чужих детей?
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Дерех эрец»
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Жизненный цикл»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
При появления отца или матери дети должны встать
Редакция Толдот
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Книга нашего наследия
Рав Шрага Симмонс
Отец Авраама был, по сути, злодей. И все же почитание отца было для Авраама первоочередным делом — даже по сравнению со служением Всевышнему.
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина