Темы: Испытания, Чудеса, Пророки, Даниэль, С. Бернфельд, Вавилонское изгнание
Пророк Даниэль (по-русски Даниил), происходивший из знатного рода колена Иегуда, был современником Иехезкеля, который называл его «мудрым». Когда Иерусалим был разрушен полчищами Навухадоноссора, Даниэль вместе с другими знатными евреями, был уведён в Вавилон. Здесь его вместе с тремя другими юношами — Михаэлем, Азарьей и Хананьей, отличавшимися, как и Даниэль, красотой, умом и благонравием, в течении трёх лет готовили к служению царю. Даниэля при дворе прозвали Бельтшацаром. Будучи в это время ещё совсем молодым человеком, Даниель, однако проявил очень скоро и силу характера, и непреклонность в религиозных убеждениях. Он отказывался от вина и явств с царского стола и добился того, что ему разрешили питаться одними овощами, дабы не нарушать предписаний еврейской религии. Из любви к Даниэлю на это согласился начальник царедворцев, несмотря на то, что это ему грозило наказанием. Приведённый, наконец, к царю, вместе с другими товарищами, Даниэль произвёл на него сильное впечатление своим умом и красотой и был оставлен при дворе (Книга Даниэль 1, 1-20).
Вскоре Даниэлю удалось отличиться, благодаря умелому истолкованию сновидения Навухадоноссора, чего не могли сделать остальные вавилонские волхвы и маги. В награду за это он стал наиболее приближенным к царю человеком и начальником над всеми магами и чародеями вавилонскими (Книга Даниэль 2, 48).
Позднее, находясь уже при дворе Бельшацара (Валтасара), он один сумел разъяснить ту таинственную надпись, которая была начертана невидимой рукой на стене чертога, где этот царь пировал со своими приближенными. За это истолкование Даниель был одарён богато и назначен одним из трёх правителей вавилонского государства (Книга Даниэль 5, 11).
Это звание удержалось за ним и после смерти Бельшацара, когда вавилонский престол перешёл к мидийцу Дарию. Находясь на высоте власти, Даниэль, однако, не отказывается от еврейской религии, и остаётся теперь ей столь же верным, как и в первые годы своего пребывания при вавилонском дворе.
Испытание в богобоязненности и религиозной непреклонности выпало на его долю благодаря проискам сатрапов и верховных начальников государства, которые завидовали его славе и близости к Дарию. Коварным путём они побудили Дария издать указ, по которому повелевалось всем подданным на протяжении трёх дней не обращаться с просьбой или молитвой ни к одному из богов или людей, а только к царю. Зная, что Даниэль не откажется от веры в своего Бога, они, таким образом, готовили ему гибель.
Хотя Даниэль и знал об этом указе, он не переставал молиться по своему обыкновению три раза в день в своей горнице, окна которой были открыты по направлению к Иерусалиму. И когда в наказание за это он был брошен в яму к голодным львам, то произошло чудо — звери стали ласкаться к нему, и не причинили ему вреда. Уверовавший в могущество бога Даниеля, Дарий приказывает, что бы во всех областях его царства, все «трепетали и благоговели перед богом Даниэля, так как Он есть Бог, живой и вечносущий… и избавляет и спасает и совершает чудеса и знамения на небе и на земле» (Книга Даниэль 6, 1).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти