Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Молитва о дожде, Чудеса, Вавилонский талмуд, Талмуд, Амораим, Рав Александр Кац, Рава
Рав Аба бар Йосеф (в Талмуде назван Рава; 4039—4112 /279—352/ гг.) — основатель ешивы в Махозе; один из величайших мудрецов народа Израиля всех поколений.
Родился в день, когда умер р. Йеуда бар Йехезкель (см.), руководитель ешивы Пумбедиты (Кидушин 72б).
В раннем детстве вместе со своим другом Абае (см.) изучал Тору в доме Рабы (Брахот 48а). Учился также у двух великих «старцев из Суры» — р. Уны (см.) и р. Хисды (см.), оказавших на него значительное влияние (Седер адорот).
В Талмуде рассказывается, что «Рава просил у Небес два дара и получил их: он молился, чтобы ему была дарована мудрость, подобная мудрости р. Уны, и благосостояние, подобное благосостоянию р. Хисды» (Моэд катан 28а). Впоследствии он женился на дочери р. Хисды (Йевамот 34б; Седер адорот).
В более зрелом возрасте наставниками Равы были знаменитые мудрецы старшего поколения — р. Нахман бар Яаков (см.) из Неардеи (Тосафот, Бава батра 46б) и р. Йосеф бар Хия (см.) из Пумбедиты. В годы совместного изучения Торы под руководством р. Йосефа еще более окрепла дружба Равы с Абае: в совместных обсуждениях неразлучные оппоненты выработали уникальный стиль острого, всестороннего анализа проблем. Многочисленные дискуссии между ними, исполненные интеллектуального блеска и глубины, составили основу целого ряда разделов Вавилонского Талмуда, — и при расхождении в понимании закона окончательное решение, как правило, устанавливалось в соответствии с точкой зрения Равы.
В 4083 /323/ году со смертью р. Йосефа Абае заменил его во главе ешивы, а Рава, возвратившись в свой родной город Махозу, основал собственную ешиву. В 4098 /338/ году скончался Абае, и его ученики перебрались из Пумбедиты к Раве, — с той поры ешива в Махозе стала самой авторитетной в еврейском мире (Раавад, Седер акабала; Седер адорот).
Рава всячески подчеркивал значимость изучения Торы. Он говорил: «Тот, кто занят изучением Торы, не нуждается ни в жертве всесожжения, ни в хлебном даре, ни в грехоочистительной, ни в повинной жертвах» — поскольку «само изучение Торы искупает наши грехи» (Менахот 110а, Раши). Вместе с тем он отмечал, что исследование Торы не является самоцелью: но «цель мудрости — раскаяние и добрые дела» (Брахот 17а).
Он учил, что страдания обусловлены поступками человека. В трактате Брахот (5а) приведено его знаменитое изречение: «Если человек видит, что на него обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки… Проверил и не нашел за собой греха — значит, страдания вызваны тем, что он недостаточно изучает Тору (и страдания призваны привести его к занятиям Торой — Раши). Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, — пусть знает, что эти страдания вызваны любовью (Творца к нему), как сказано: “Ибо кого Б-г любит, того наставляет” (Мишлей 3:12)».
Рава был величайшим знатоком тайной мудрости. В Талмуде рассказывается, что, изучая кабалистическую «Книгу Творения» (Сефер Йецира), «Рава сотворил человека» и привел его к мудрецам (Санхедрин 65б). Рава утверждал: «Если бы мы были праведниками (чистыми от любых грехов — Раши), то творили бы миры, как сказано: “Ибо только грехи отделяют вас от вашего Б-га (Йешая 59:2)” (Санхедрин там же).
В Талмуде рассказывается: в суде Равы одного подсудимого приговорили к наказанию плетьми за то, что он, вопреки еврейскому закону, находился в связи с нееврейкой. Во время бичевания осужденный умер. Получив донос о случившемся, персидский царь Шабур решил наказать Раву за “убийство”, но мать царя предостерегла: “Не связывайся с евреями, ибо все, что они просят у своего Б-га, Тот дает им”. “Что же Он им дает?”. “Например, они просят — и идет дождь”. “Это потому, что они просят в сезон дождей, когда дождь и так вот-вот должен хлынуть. Пусть они попросят сейчас, в разгар лета, когда дождей не бывает”. Тогда Рава обратился с мольбой к Всевышнему, — и в середине месяца тамуза “хлынул ливень, переполнивший хранилища воды и заливший улицы Махозы до Тигра” (Таанит 24б).
Ближайшим учеником Равы был р. Папа — глава следующего поколения мудрецов.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
Три запрета, нарушать которые нельзя даже под страхом смерти