Темы: Отношения с семьей, Ципора Харитан, Женщина, Нида, Забота о себе, Скромность в одежде
Шалом! Я женщина, и у меня есть постоянное стремление к красоте, гармонии и моде. Я сама и мои дети, муж одеваемся кошерно, но я слежу, чтобы это было модно и гармонично. Одна моя соблюдающая подруга сказала, что так недалеко и до греха. Она права? Н.
Уважаемая Н.,
По-моему, гораздо легче довести человека до греха, когда он ощущает себя уродливым, неполноценным, когда его внешний вид отталкивает мужа/жену и на него даже смотреть не хочется. Вот тогда и возникают грешные мысли о поисках чего-то лучшего. Сам факт, что даже в период, когда женщина запрещена мужу, ей разрешено нарядно одеваться (при условии полной скромности в одежде) и носить украшения, показывает, что наши мудрецы гораздо больше боялись того, что жена оттолкнет мужа неприятным видом, чем того, что она окажется для него слишком привлекательной и это приведет к греху. Корни подхода Вашей подруги — в христианстве, где считается, что красота — это дьявольское искушение. Это совершенно нееврейский подход.
Кстати, о знаменитом стихе из Мишлей «Обманчива прелесть и суетна красота; жена, боящаяся Господа, прославлена» (31, 30), которым так любят размахивать, доказывая теории, подобные теориям Вашей подруги. Речь идет о том, что прелесть и красота не имеют ценности, если у женщины отсутствует трепет перед Всевышним. Конечно же, если женщина одевается нескромно для того, чтобы ощущать себя красивой, это действительно грех. Но если она стремится и к скромности, и к красоте (конечно — для мужа, а не для улицы), она поступает абсолютно верно с точки зрения иудаизма.
Желаю Вам и в дальнейшем быть скромной, нарядной и женственной и радовать взор мужа, а также радоваться самой, глядя на мужа и детей.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина