«В начале сотворил Б-г небо и землю» (Берешит 1:1). Раши, комментируя этот стих, цитирует мидраш — ответ на обвинение, которое могли бы выдвинуть народы мира: «Разбойники вы! Захватили землю семи народов!» (см. Дварим 7:1). На это евреи могут ответить, основываясь на описании сотворения мира: «Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал ее им (на время), по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам».
Возникает вопрос: неужели народы мира примут такой аргумент? Благодаря описанию сотворения мира они откажутся от своей позиции и признают власть Всевышнего?
Ответить на этот вопрос нам поможет следующая история.
В ту пору, о которой идет речь, польские власти решили устроить войсковые продовольственные склады в разных городах, чтобы у каждого армейского подразделения было под рукой всё необходимое. В города была отправлена комиссия — подыскать подходящие здания для складов.
Не избежал обследования и город Риманов. Жители города напряженно ждали, пока члены комиссии осматривала все здания. В итоге комиссия вынесла решение и выбрала…
Большую синагогу!
Евреи города были в шоке, невозможно было описать их потрясение. Никто не думал, что до этого дойдет. Но теперь было ясно, что решение уже принято: возражения будут расценены как государственная измена!
Главы общины собрались к раввину города, раби Менахему-Мендлу из Риманова. Казалось, надежды ни у кого не было. Слово взял предприниматель Шимон-Хаим:
— Господа, как вы все знаете, черепица на крыше синагоги поломана и дождь проникает внутрь. До сих пор у нас не было нужной суммы, чтобы отремонтировать крышу. Но теперь, может, это и сыграет нам на руку. Близится зима — дождь причинит большой ущерб урожаю, который будут хранить на складе. Властям придется отказаться от этого здания и поискать другое.
Собравшиеся облегченно вздохнули, заулыбались.
Но, к их удивлению, лицо праведника побелело. До сих пор он не знал о состоянии синагоги, поскольку молился в своем бейт-мидраше, и сейчас слезы показались у него на глазах.
— Да неужели, Шимон-Хаим? — обратился праведник к бизнесмену. — Черепица сломана, дождь заливает синагогу — и никто не собрал денег на ремонт? Чего уж тогда удивляться, что такой тяжкий приговор был вынесен нашей синагоге и ее отдают чужакам? Если мы сами пренебрегаем ею, то недостойны ею владеть! Поспешите же, не экономьте, немедленно сделайте ремонт! Плачевное состояние синагоги станет для нас не спасением, а ловушкой. Из-за этого на нас и обрушилась беда!
В тот же день начали работы по ремонту кровли. Через несколько дней ремонт был закончен и появилась надежда: время шло, но армейские командиры, которые должны были забрать здание, всё не приходили. Потом выяснилось, что по непонятной причине власти отвергли решение комиссии и вместо этого выбрали под склад здание в соседнем городе.
Эта история преподает важный урок: чужие люди могут завладеть синагогой и осквернить ее, только когда сами евреи недостаточно уважают ее. Отсюда и ответ на наш вопрос: народы мира не примут аргумент, основанный на описании сотворения мира в Торе. Но этот аргумент предназначен не для них, а для нас, сынов Израиля! Если мы сами будем осознавать свое право на эту Землю, полученную из рук Творца, Которому принадлежит вся земля, то и другие народы не смогут отнять ее у нас — неважно, ясна им будет причина этого или нет (Лэламедха).
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина