«И сказал ему: где ты?» (3:9). Когда Всевышний упрекнул Адама, вкусившего от плодов древа познания добра и зла, тот переложил вину на Хаву. Всевышний обратился к Хаве с аналогичным упреком. Женщина обвинила Змея, который сбил ее с прямого пути. Но самого Змея Б-г уже не спрашивал, Он сразу наказал его. Талмуд (Санхедрин 29а) поясняет: не слушают подстрекателей!
Как-то раз к раввину Галинскому подошел человек и попросил узнать, нет ли поблизости так называемого «гмаха», кассы взаимопомощи. Раввин направил его к своему приятелю. Тот выдал человеку ссуду, которую проситель обязался вернуть. Для покрытия ссуды он выдал несколько чеков. Но банк отказался выдавать деньги по этим чекам — на счету просителя не было ни шекеля!
И владелец кассы взаимопомощи, и раввин Галинский пытались найти должника. Через полгода р. Галинский случайно обнаружил его в синагоге «Ицкович» в Бней-Браке. На вопрос «Почему вы выдали чеки без обеспечения?» человек, не моргнув, ответил: «А кто просил вас давать мне ссуду?»
Именно так и действует дурное начало, «йецер а-ра». На все упреки оно отвечает: «А кто просил вас исполнять мои прихоти? Кто заставлял вас грешить?»
Дурное начало называют старым глупым царем. Это выражение — «мелех закен у-хсиль» — можно также перевести и по-другому, «царь над старыми и глупыми». Обычно пожилые люди отличаются мудростью, если не формальной, то житейской. Но дурное начало способно обхитрить даже мудреца. В Танахе немало примеров тому:200 судей поддержали бунтовщика Авшалома, Доэг и Ахитофель были мудрецами, но лишились доли в грядущем мире, Гехази был мудрецом Торы и тоже лишились доли в грядущем мире, Йеровам бен-Неват досконально разбирался в храмовом учении, Менаше и Ахав тоже были знатоками еврейской философии, но все они стали еретиками.
Список можно продолжать до бесконечности. «Глупый царь» оказывается царем глупцов, подсмеиваясь над нами: «Разве я просил вас грешить? Разве я хотел, чтобы вы бунтовали против Творца?»
Адам, Хава и Змей
«И сказал Змей женщине: не умрете» (3:4) Змей привел к тому, что Хава вкусила от древа познания добра и зла. Но где же был первый человек? Как он позволил этому случиться? Мидраш отвечает: в это время Адам спал после сытного обеда.
Тора — это не художественная литература, а учебник. Всё, указанное в ней, имеет вечную ценность. Каждый человек в духовном смысле персонифицирует Адама, Хаву и Змея одновременно. Сон Адама — это ситуация, при которой наша душа забывает о своем предназначении.
Поэтому родители не должны терять контакт с детьми — знать, с кем они дружат, в каком окружении находятся, чем занимаются в свободное время. Иногда родители в религиозных семьях концентрируются исключительно на собственном изучении Торы и исполнении заповедей. В этом они уподобляются спящему Адаму. Не спите! Самая главная заповедь — воспитание подрастающего поколения!
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина